Рубрика: Сохраняя традиции
Наследие известного в Хакасии ученого-востоковеда Николая КАТАНОВА, имя которого носят главный университет нашего региона и кузница национальных кадров – гимназия, востребовано и сегодня. Жизненный путь и научные работы выдающегося тюрколога изучаются не только в Хакасии, но и в ведущем научном центре современного востоковедения – Казани.
«Поворот на Восток» – не только в политике
«Поворот на Восток» российской внешней и внутренней политики, который мы наблюдаем сегодня, в сфере науки начался еще в 2000-е годы. Разочарование в западном проекте глобализации на фоне резкого возвышения и ускорения развития обществ Азии, Африки и Латинской Америки поставили в центр мировой повестки востоковедческие дисциплины. Это не могло не сказаться на развитии российского академического и университетского востоковедения.
Главными его центрами являются Санкт-Петербург, Москва, Казань. Казани принадлежит ведущая роль в становлении востоковедного научного знания и образовательного процесса.
Крупнейшим казанским исследователем российского академического востоковедения является профессор Казанского федерального университета Рамиль Валеев. С коллегами он разработал большой цикл исследований «Казанский центр российского востоковедения: судьбы и наследие (XIX – нач. XX в.)».
В состав научного коллектива входят доктор филологических наук, монголовед Ирина Кульганек из Института восточных рукописей Российской академии наук (г. Санкт-Петербург) и ученый из Хакасии – профессор, доктор исторических наук Валентина Тугужекова.
В период 2004–2023 гг. в рамках данного проекта были опубликованы 11 монографий, 3 учебных пособия, 2 юбилейных очерка, не считая многочисленных статей и публикаций первоисточников.
Публикация рукописей учёного Хакасии
Особое внимание в цикле исследований «Казанский центр российского востоковедения: судьбы и наследие (XIX – нач. XX в.)» уделяется публикации первоисточников – рукописных дневников и путевых журналов ученых-востоковедов, в том числе и Николая Федоровича Катанова. Так, совместно с исследователями Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории издано «Эпистолярное наследие Н.Ф. Катанова». В данных публикациях представлена переписка Н.Ф. Катанова с известными учеными-просветителями того времени – Г.Н. Потаниным, А.А. Яриловым, В.В. Радловым и другими востоковедами.
В 2017 г. издана совместная исследовательская работа ученых Казани и Абакана «Наследие российской тюркологии XIX в.: „Путешествие по Сибири, Дзунгарии и Восточному Туркестану”. Дневник путешествия, совершенного по поручению Императорского Русского Географического Общества в 1890 г. членом-сотрудником оного Н.Ф. Катановым». Книга представляет собой издание одного из интереснейших неопубликованных дневников научного путешествия Н.Ф. Катанова, предпринятого в 1889–1892 гг. по поручению Академии наук и Русского Географического Общества. Данный дневник сохранился в Государственном архиве Республики Татарстан. В ходе своего путешествия Н.Ф. Катанов исследовал языки, материальную и духовную культуру хакасов, тувинцев, казахов, киргизов, сартов, уйгуров и китайцев, совершив комплексную научную экспедицию в минусинскую и саянскую тайгу, Туву, Семиречье, Тарбагатай и Восточный Туркестан.
Ученый-тюрколог в Казанском университете
В Хакасии о Николае Федоровиче Катанове, полагаем, знают практически все. А чем вызван интерес к первому хакасскому ученому у исследователей из Казани?
– Николай Федорович был великим ученым-тюркологом, исследования которого в области изучения языка и этнографии Саяно-Алтая уникальны. Он осуществлял устные и письменные переводы со всех известных к тому времени тюркских языков на русский язык и с русского на тюркские. В течение 28 лет Николай Федорович преподавал в Казанском университете, Казанской духовной академии языки, этнографию и историю тюркских народов. Как пишут, в том числе и казанские исследователи, именно с именем Н.Ф. Катанова связано возрождение традиций преподавания восточных дисциплин и комплексных тюркологических исследований в Казанском университете того времени. Сегодня исследователи говорят о катановском периоде и научной школе тюрколога Н.Ф. Катанова в истории казанского востоковедения рубежа XIX–XX вв., – поясняет Валентина ТУГУЖЕКОВА.
Сама профессор Тугужекова сегодня продолжает изучать наследие великого хакасского ученого – основное внимание уделяется жизненному пути Н.Ф. Катанова, отразившему важные события и тенденции отечественного и мирового востоковедения и тюркологии.
Совместно с коллегами – профессорами Рамилем Валеевым и Ириной Кульганек – Валентина Николаевна продолжает работу в рамках цикла исследований «Казанский центр российского востоковедения: судьбы и наследие (XIX – нач. XX в.)».
Справка:
Валентина Тугужекова – доктор исторических наук, профессор, основатель научной школы по проблемам новейшей истории Южной Сибири. Валентина Николаевна – автор свыше 300 научных и 300 научно-популярных статей, более 40 монографий, брошюр и учебных пособий по современному развитию коренных этносов России, социально-экономической и политической истории национальных регионов Южной Сибири, межнациональным отношениям и другим актуальным темам.
Более двадцати лет Валентина Тугужекова возглавляла ХакНИИЯЛИ. Сегодня участвует в проектах Российской академии наук, в научно-просветительских экспедициях, ведет активную общественную деятельность, много времени уделяет подготовке научных кадров.
За вклад в развитие науки Хакасии неоднократно награждалась высокими государственными наградами, в том числе медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом «За заслуги перед Хакасией».
Подготовила Ольга ПЕТРОВА
Фото из архива Валентины Тугужековой и из открытых источников
Знай наших
Ирина Старкова – в числе лучших педагогов-психологов России!
Педагог-психолог абаканской школы № 7 Ирина Анатольевна Старкова по итогам финала Всероссийского конкурса «Педагог-психолог – 2024» вошла в ТОП-15 этого престижного состязания, участниками федерального этапа которого стали представители 82 регионов России.
Конкурсные испытания федерального этапа проводились с 30 сентября по 3 октября в Московском государственном психолого-педагогическом университете и включали два тура: экспертный и суперфинал. В рамках экспертного тура участники прошли испытания «Характеристика профессиональной деятельности», «Визитная карточка», «Блиц-интервью», «Мастер-класс». По итогам испытаний экспертами были отобраны 15 лауреатов, прошедших в суперфинал, которые продемонстрировали свои знания, умения и навыки на испытании «Профессиональные кейсы».
Абаканский педагог-психолог Ирина Старкова вошла в число победителей данного испытания и признана суперфиналистом федерального этапа Всероссийского конкурса «Педагог-психолог – 2024». Церемония награждения прошла 4 октября в Москве.
Абсолютным победителем конкурса стала педагог-психолог из Воронежской области Анна Александровна Сапьян.
Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог» проводится в целях повышения профессионального уровня и реализации творческого потенциала педагогов-психологов, повышения престижа психологической службы в российской системе образования.
Учредитель конкурса – Министерство просвещения Российской Федерации.
Подготовлено Городским управлением образования администрации Абакана