Вчера, 1 июня, мы отмечали Международный день защиты детей, и если большую часть абаканских ребятишек оберегают родные мамы и папы, то кто позаботится о тех, кто в силу разных причин, к сожалению, остался без родных родителей? Много ли сегодня в Абакане детей, оставшихся без попечения родителей, как складывается их дальнейшая судьба, как защищаются их права — об этом и многом другом в нашей беседе с начальником отдела опеки и попечительства Управления образования администрации Абакана Ириной ТАБОЛИЧ.

— Ирина Николаевна, много ли сегодня в Абакане детей, оставшихся без попечения родителей? Справедливо ли утверждение, что большая часть таких ребят — социальные сироты?

— В Абакане состоит на учете 501 ребенок без попечения родителей. В последние годы отмечается существенное снижение количества таких детей, однако и сегодняшнее число — это довольно много. Что важно, из этих пятисот человек лишь треть являются сиротами, две трети — дети, оставшиеся без попечения родителей: они либо лишены родительских прав, либо ограничены в них, находятся в местах лишения свободы, на длительном лечении и т. д. Данную категорию ребятишек, действительно, часто называют социальными сиротами. При этом есть в Абакане и такие дети, которые находятся под опекой по заявлению родителей. Как правило, речь идет о благополучных семьях, просто в силу рабочего графика (работа вахтовым методом, длительные командировки и т. д.) родители оставляют детей ближайшим родственникам — таких случаев в Абакане наблюдается 10–15 в год.

Органы опеки и попечительства и созданы для того, чтобы защищать права детей, оставшихся без попечения родителей. Наша основная задача — выявить таких детей и принять исчерпывающие меры для обеспечения права ребенка на проживание в семье. В случае выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, мы, прежде всего, ищем его родственников — они имеют первоочередное право принять ребенка в семью. Если родственников нет либо они по каким-то причинам не могут принять ребенка к себе, мы обращаемся к семьям, состоящим у нас на учете в качестве кандидатов, готовых принять оставшихся без попечения родителей детей. Как правило, это действующие приемные или опекунские семьи, готовые принять к себе ребенка. Нам важно, чтобы такие семьи были, ведь в случае экстренной ситуации необходимо срочно принимать решение о размещении ребенка, а у такой семьи уже оформлены все необходимые документы. К примеру, мама, воспитывавшая ребенка одна, задержана сотрудниками правоохранительных органов… Куда поместить ребенка? Либо в реабилитационный центр, либо в приемную семью, где ему, безусловно, будет лучше. Сотрудники отдела опеки и попечительства строго контролируют такие семьи на предмет качественного исполнения своих обязанностей. В первый год мы навещаем такие семьи довольно часто: в первый месяц пребывания ребенка, затем в третий, шестой, девятый и двенадцатый. В последующем — не реже двух раз в год совершаются плановые проверки. Мы не просто оцениваем условия проживания, беседуем как с опекуном, так и с ребенком, чтобы была возможность на ранних стадиях выявить возможные проблемы и принять меры к их решению. У нас работает служба сопровождения замещающих семей: психологи, социальные педагоги скрупулезно работают с каждой семьей.

— Проблемы в приемной семье неизбежны? Как они решаются, может ли быть и такое, что приемные родители не справляются с воспитанием ребенка?

— Со сложностями в воспитании детей, особенно подросткового возраста, сталкиваются все родители, даже родные, кровные, не говоря уже о приемных семьях. В последнем случае ситуация усугубляется тем, что дети, как правило, попадают в приемную либо опекающую семью после того, как уже успели какое-то время прожить в асоциальных условиях с родными родителями, которые употребляли наркотики, злоупотребляли алкоголем, часто устраивали скандалы и т. д. Ребенком в такой ситуации подобный образ семейной жизни воспринимается как естественный, и он просто не может принять правила нормальной, обычной семьи, где у всех членов есть определенные обязанности по отношению друг к другу.

Отказы, к сожалению, случаются. Бывает, что у приемных родителей, опекунов наступает период, когда они не могут справиться с воспитанием ребенка. Часто «подливают масла в огонь» кровные родители. Лишенные родительских прав либо ограниченные в них, они устанавливают контакты со своим ребенком и внушают, что они хорошие, заберут его обратно в скором времени. Ребенок оказывается «между двух огней»: не понимает, каких взрослых ему слушать, где ему будет лучше.

— Может, кровные родители и правда хотят восстановить свои семьи? Как еще можно объяснить поведение таких мам и пап?

— Случаи восстановления родительских прав у нас, как показывает многолетняя практика, единичны. За год через суд восстанавливают свои права один — максимум трое исправившихся родителей, при этом лишаются родительских прав в Абакане порядка 70–100 родителей в год. Этим бы мамам и папам не наносить психологические травмы своим детям, не тревожить их в приемных семьях, а встать на путь исправления: лечиться от алкогольной или наркотической зависимости, трудоустраиваться, через суд восстанавливать родительские права — тогда уже и возвращать к себе ребенка. Мы всячески стараемся поддержать таких родителей, ведь, несмотря ни на что, ребенку будет лучше в родной семье, однако лишь в случае исправления родителей. В сентябре текущего года в Абакане завершается проект «Семьеграфия», получивший грант от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это совместная работа всех городских субъектов профилактики по восстановлению семей, где родители были ограничены в своих правах либо лишены их.

— Ирина Николаевна, часто можно услышать и такое мнение, что, мол, опекуны или приемные семьи берут ребятишек, чтобы только получать пособия от государства, но зачастую эти деньги направляют на нужды своих, кровных детей…

— При усыновлении ребенка семья получает единовременную выплату, ее размер устанавливается в каждом регионе самостоятельно. Следует понимать, что усыновленный ребенок не просто получает фамилию своей новой семьи, он фактически становится кровным ребенком, со всеми вытекающими правами на наследство и т. д. Как-то на приеме у меня одна женщина высказала и такую версию: «Конечно, государству выгоднее, чтобы сирот усыновляли, ведь в таком случае бюджету не придется нести финансового бремени по выплате пособий». Мы видим ситуацию иначе: при усыновлении ребенок становится кровным, полноправным членом новой семьи.

Что касается опекунских семей, то на детей, находящихся под опекой, выплачивается пособие — до достижения ребенком 18 лет. Органы опеки и попечительства строго контролируют, как охраняются имущественные и неимущественные права ребенка в таких семьях. Ежегодно, до 1 февраля каждого года, опекуны отчитываются за управление имуществом опекаемого ребенка. За выплачиваемое государством пособие отчитываться не требуется, однако в случае получения алиментов на содержание ребенка за них отчитываются. Если опекаемому ребенку осталось наследство от родителей, то согласно законодательству имущество должно приносить доход. Опекуны отчитываются, сдается ли это имущество в аренду, на что направляются эти средства. Если опекуны что-то приобретают ребенку, все это имущество вносится в опись имущества ребенка. Одним словом, контроль за распоряжением имуществом опекаемого очень строгий. Размер пособия не так уж и велик: на детей от 0 до 6 лет оно составляет 6 685 рублей, от 6 до 18 лет — 8 230 рублей. Это к вопросу о том, что опекуны зарабатывают на опекаемых детях — попробуйте содержать ребенка-подростка на 8 тысяч рублей в месяц…

На сегодняшний день в Абакане 284 опекунских и 77 приемных семей. Приемным семьям государство, действительно, выплачивает, помимо пособия, определенную сумму — 8 034 рубля. Приемные семьи, как правило, многодетные, мама в данном случае занимается лишь воспитанием детей — поэтому государство оплачивает ее труд по воспитанию детей, оставшихся без попечения родных родителей.

— Бывает такое, что вы отказываете людям, выразившим желание стать приемными родителями или усыновителями? Если не брать в расчет требования по доходам, жилищным условиям?

— Конечно, отказывать приходится. Чтобы минимизировать число возможных отказов от ребенка в будущем, необходимо очень серьезно подойти к вопросу подготовки кандидатов на роль усыновителей или опекунов. Помимо подготовки документов, кандидаты проходят обучение в Школе приемных родителей, диагностику у наших психологов. Мы оцениваем, насколько готов человек принять в свою семью чужого ребенка, осознанно ли это решение — либо человек просто увидел милого малыша и под воздействием эмоций захотел взять его к себе в семью. У нас был такой случай: перед Новым годом пришла женщина и выразила желание срочно, до праздничных каникул, усыновить ребенка. Мы видели, что женщина совершенно не готова к работе по воспитанию ребенка, ей нужен лишь красивый малыш для семейных фото под елкой. При первом же столкновении с проблемами в воспитании она бы привела ребенка к нам обратно. Безусловно, мы бы нашли для малыша новую семью — подготовленные, хорошие люди есть, однако ребенку была бы нанесена огромная психологическая травма. Поэтому мы отказали этой женщине, несмотря на соответствующие формальные требования по наличию постоянных доходов, большой жилплощади и т. д. Ведь наша главная задача — защита прав ребенка, получение им возможности воспитываться в семье, где его любят и где о нем заботятся взрослые, понимающие всю ответственность за судьбу вновь принятого в семью ребенка.

Ольга КАРАЧАКОВА
Фото ГУО Абакана

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *