Сегодня, 10 ноября, — праздник у сотрудников органов внутренних дел. Каждый день они выполняют сложную и опасную работу. Все для того, чтобы город спал спокойно и каждый его житель мог чувствовать себя в безопасности. И всегда интересно узнать от самих сотрудников, каким был их путь в профессию. Свою историю рассказала инспектор по пропаганде БДД отдела ГИБДД УМВД России по городу Абакану Ирина ДЕЛЬХМАН.
— Ирина, сколько лет вы уже работаете в ГИБДД? Почему выбрали именно это структурное подразделение?
— До 2013 года я 8 лет работала начальником юридического отдела в коммерческой организации в Ширинском районе. Потом с семьей переехали сюда, в Абакан. Из всех подразделений полиции, которые существуют, несмотря на то, что у меня есть юридическое образование, все-таки работа автотранспортной полиции мне ближе всех.
Понимаете, все взаимосвязано: я сама водитель с восемнадцати лет, работа больше с людьми, чем с бумагами, все время какое-то движение (рейды, акции, встречи с водителями и школьниками). Мы работаем по двум большим направлениям: СМИ и образовательные учреждения.
Привыкала я примерно полгода. Сложно с юридического языка перейти на более простой и понятный обычному горожанину. Да и опыт работы с корреспондентами, интервью на видеокамеру тоже приходит со временем. То же самое с пресс-релизами… Как сейчас помню, в самом начале службы одновременно вышли в отпуск мои коллеги: инспектор, с которым я работала в паре, и сотрудник пресс-службы УМВД Абакана Ирина Полежаева. И я готовила первый релиз сама. Тогда это было сообщение об изъятии наркотиков. Написала по сводкам обо всем, что было изъято с места преступления, в каких пропорциях… Как мне потом сказали в пресс-службе: «По твоему пресс-релизу можно смело готовить эти вещества». (Смеется.)
Что касается общения с детьми… Пусть опыт выступлений у меня уже был, но то было в суде. А для детей нужно подобрать простые слова, чтобы донести информацию. Но и этому научилась, коллеги помогали.
— Получается такая преемственность… А ваша семья какое-то отношение имеет к органам МВД?
— Совершенно никакого. Есть в подразделении сотрудники — дети работников дорожной автоинспекции. Но обо мне такого не скажешь. В моей семье есть бухгалтеры, экономисты, сестра стала хирургом. Родители всегда меня поддерживали. Да и, в принципе, я всегда старалась, как мне казалось, принимать взвешенные решения. Старалась понимать для себя: я иду туда, потому что… Всегда была цель. И знаете, порой бывает очень полезно поработать сначала в одном месте, а потом в другом. Чтобы понять особенности работы и выбрать то направление, которое ближе. Если для сестры моей операции — это обычный рабочий процесс, то я бы даже поступать в медицинский не стала. Хотя мы тоже выезжаем в рейды, где есть жертвы.
Если говорить про преемственность на работе… Она была и есть всегда. И хорошо, что у нас разновозрастный коллектив. Если называть поименно, то хочется выделить майора Наталью Возову. Она старший инспектор управления и всегда подскажет, как и о чем писать, как лучше подать информацию, что можно озвучить, а что нельзя. И так было всегда. Сейчас я, конечно, уже знаю, как это делать, но прогресс не стоит на месте. Мы даже не думали, что когда-нибудь будем работать через телефоны, в социальных сетях.
— Какую подготовку вы проходите во время службы?
— Если говорить о первоначальном обучении, то это обязательная физическая подготовка, охрана общественного порядка, огневая подготовка и оборонительная. Однако не скажу, что женской части нашего коллектива так уж часто приходится применять силу во время рейдовых мероприятий. Все-таки мужчин служит в ГИБДД более 90%. И с ними безопаснее выходить в рейды.
— Расскажите о первом рейде и необычных случаях при патрулировании.
— В основном моя задача в рейдах — сфотографировать и снять место аварии. И, естественно, я никогда не бываю на рейдах одна. Всегда с сотрудниками дорожно-патрульной службы. Это сейчас мы инициативно выходим, берем жезлы… Спокойно останавливаем автомобиль, представляемся, спрашиваем документы, сверяем номер. Все по инструкции. Но первые разы эту работу выполнял сотрудник ДПС, а я только фиксировала, то есть фотографировала и записывала все, что происходило. Как бы ни казалось, что наша работа более легкая, в ней все равно найдется место и адреналину. Мне нравится выходить в рейды, общаться с людьми, смотреть на их реакцию, поведение…
Самые запомнившиеся рейды — это, наверное, когда работаешь с людьми, находящимися в состоянии опьянения. В большинстве случаев людям не нравится вид камеры в моменты ДТП. А нетрезвые водители могут так и вообще повести себя агрессивно. Мне даже приходилось прятаться за машину, пока ДПС-ники задерживали нарушителя. А как-то раз зимой в районе Согры мы догоняли пьяного водителя, и я чуть не потеряла камеру и фотоаппарат, когда командир роты совершал полицейский разворот. Когда смогли остановить машину, пьяный водитель, видимо, быстро перебрался на пассажирское сидение и закрыл машину изнутри. Но сам зафиксированный факт того, что мы догоняли эту машину, помог доказать вину и лишить этого человека прав.
— Как семья относится к вашей работе?
— Супруг на самом деле очень волнуется. Всякий раз, как я приду с работы и начинаю рассказывать, что случилось в рейде, он спрашивает: «Если ты могла не идти в рейд, зачем пошла? Это же опасно, ты сама понимаешь». Да, бывает всякое. Особенно когда в ДТП есть не только пострадавшие, но и погибшие. Когда первый раз выезжала на такое транспортное происшествие, не смогла подойти к погибшему, сфотографировала то, что было рядом, и все. Со временем, конечно, уже по-другому к этому относишься, но… Вот случаи, когда страдают или погибают дети в авариях… Их я помню все. Потому что личные, родительские эмоции все равно возникают. Какую бы психологическую подготовку ты ни прошел.
Мой сын Дмитрий с детства наблюдает за тем, как меня могут вызвать и ночью, и рано утром. Раньше, когда он был маленьким, а муж был в командировке, сын ездил со мной на работу. Однажды его в дежурной части даже угостили блинами с творогом, и была возможность прокатиться на патрульной машине.
— Что можете сказать о работе с детьми и родителями?
— Хоть это и часть работы, но она хорошо помогает переключиться с бумажной рутины. Такая получается умственная, эмоциональная разгрузка. Хорошо, что обучение правилам безопасности сейчас идет уже с детского сада. Понятно, что мы бываем там реже, чем в школах, но всегда находим способы и методики, которые подойдут этому возрасту, помогут малышам запомнить правила.
Если начальному звену порой достаточно просто рассказать о правилах, предостеречь об опасностях и вовлечь в игру на специальной площадке на территории школы или детского сада, то среднее и старшее звено уже смелее высказывает свою точку зрения, старается ее доказывать. Сейчас дети стали более раскованные. Тогда мы рассказываем уже об ответственности за административное правонарушение. На родительских собраниях стараемся донести до родителей не только правила дорожного движения, но и правила перевозки детей. Ведь именно на их, родителей, примере у ребенка начинает формироваться манера поведения в таких же ситуациях. И чужая тетя или дядя, даже в полицейской форме, что бы им ни говорили, дети будут поступать так же, как родители. И именно они несут ответственность за безопасность и здоровье детей.
Но могу сказать, что сейчас сознательных родителей, по сравнению с 2013 годом, стало больше. Да и процент самих ДТП значительно снизился. И это происходит из года в год. Выходит, мы пробуждаем-таки у водителей чувства осторожности и ответственности. Делаем свою работу не зря. И это не может не радовать.
Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из архива отдела ГИБДД УМВД России по Абакану