8 апреля свой юбилейный день рождения отметила воспитатель абаканского детского сада «Колокольчик» Ирина Эльмаровна АБРАМЕНКО. Сложно поверить, что за плечами Ирины Эльмаровны без малого сорок лет педагогического стажа и среди ее сегодняшних воспитанников немало детей ее прежних выпускников. На протяжении всех этих лет каждое утро педагог встречает своих ребятишек неизменно в отличном настроении и весь день с неиссякаемой энергией и вниманием к каждому ребенку организует для малышей волшебный город детства в отдельно взятой группе.
36 лет Ирина Абраменко учит дошколят «Колокольчика» всему, что им потребуется для дальнейшего успешного обучения в школе. Ирина Эльмаровна убеждена: от того, что будет заложено в детей на дошкольном этапе, зависит, каким будет завтра этих малышей, их дальнейшие успехи. Истории выпускников Ирины Эльмаровны подтверждают справедливость суждения опытного воспитателя, чей опыт и знания ценят не только родители дошколят и администрация детского сада. В профессиональной копилке педагога множество наград конкурсов самого разного уровня, благодарственных писем и грамот, звание «Почетный работник общего образования РФ».
Что интересно, в начале своего профессионального пути о работе в детском саду Ирина Эльмаровна даже не задумывалась. Никогда молодой специалист и не загадывала, что будет жить в Абакане, находящемся очень далеко от ее родного Дальнего Востока.
— Родилась и выросла я далеко на востоке нашей большой страны, настолько дальнем, что и сегодня до моего родного села сложно добраться. В родном селе я и окончила школу. Помню, в те годы было много патриотических лозунгов-призывов: «Всем классом — на ферму», «Всем классом — на стройки народного хозяйства». Многие наши ребята так и поступали: шли работать на стройки или в местные совхозы. Мы с подружками уехали в Благовещенск, где сначала работали на швейной фабрике в комсомольско-молодежной бригаде. Кроме основной работы у нас, как и у многих в те времена, была общественная нагрузка — быть вожатыми в школе. Мы постоянно по выходным ходили со школьниками в походы, на выставки, устраивали для ребят тематические вечера отдыха. И так мне эта «нагрузка» понравилась, что я решила стать педагогом, поступила в педагогический институт. По окончании института вышла замуж, супруг мой — человек военный. Вот мы и «путешествовали» по большой советской стране, пять лет жили в Монголии. Затем моего мужа направили для прохождения службы в Абаканский военный гарнизон. Приехали мы в Абакан в октябре, то есть учебный год уже начался, соответственно, вакансий учителей начальных классов в школах не было. Вот мне в гороно и предложили временно, на один год, пойти в детсад. Вакансия воспитателя была в «Колокольчике», и сюда я пришла, будучи уверена, что это лишь на один учебный год. В итоге мое временное место работы стало моим вторым домом и второй семьей — здесь я уже 36 лет. За все эти годы у меня ни разу даже мысли не возникло уйти из детского сада, — улыбаясь, рассказывает Ирина Абраменко.
Молодому специалисту, учителю начальных классов по образованию, сразу доверили старшую группу, детишек, которых нужно готовить к школе. С поставленной задачей она справилась «на отлично», и впоследствии начинающего воспитателя так и оставили на старших группах: Ирина Эльмаровна учит дошколят читать, писать, считать и, самое главное, по словам воспитателя, быть самостоятельными.
— Конечно, многим взрослым — представителям не педагогических профессий кажется, что работа воспитателя детского сада — дело несложное. Разве трудно каждый день играть, гулять, заниматься лепкой или рисованием, разучивать с детьми стишки или песенки, накормить и уложить спать в тихий час? Но все совсем не так! Работа воспитателя — это ежедневный кропотливый труд, требующий много терпения, сил, полной самоотдачи и, главное, искренней любви к детям. Бывает, что кто-то из родителей иногда эмоционально отметит: «Как вы целый день выдерживаете в таком шуме-гаме, когда столько детей разом что-то кричат, говорят, зовут вас ежеминутно?» Мой муж тоже в шутку всегда говорил, когда заглядывал ко мне в детсад, что у него в танке было тише, чем у меня в группе. Но это нормально для детей. Они не кричат — они так разговаривают. Для меня гораздо страшнее тишина, а шум детских голосов означает, что детям интересно: они что-то рассказывают, что-то спрашивают, — делится мнением педагог.
В последние годы Ирина Абраменко работает воспитателем группы компенсирующей направленности.
— Это логопедическая группа, мы занимаемся с детками, которым требуется определенная коррекция речи. Этим мне и нравится работа воспитателя — мы видим результат своего труда. Приходит к тебе малыш, не выговаривающий буквы, слова, многого не умеющий, не знающий, а через два года мы выпускаем уже полностью готовых к школе ребятишек. Конечно, это работа команды: воспитателя, младшего воспитателя, логопеда, плюс наши любимые музыкальные руководители, инструктор по физической культуре. Все наши ребятишки идут в школу, уже умея читать, — с гордостью за своих воспитанников рассказывает Ирина Эльмаровна.
Казалось бы, подготовил детей к школе «на отлично», выпустил их — все, работа воспитателя на этом закончена. Однако не такова Ирина Эльмаровна. У каждого выпуска воспитатель обязательно отслеживает дальнейшую судьбу «своего ребенка», причем общается не только с родителями первоклассника, но и с его учителем в школе — как дети адаптируются к новому коллективу, как обстоят дела с успеваемостью, с поведением вчерашнего дошколенка.
— Я всегда переживаю за своих выпускников, ведь как воспитатель я должна их подготовить ко всему во взрослой школьной жизни. Поэтому и смотрю каждый раз, как я справилась со своей задачей, что можно еще подкорректировать в своей работе, чему уделить еще больше внимания, — поясняет воспитатель.
Как особо подчеркивает Ирина Абраменко, успеха воспитатель может добиться лишь в случае слаженной работы с родителями. Это одно из важных направлений в работе: найти подход и к родителям своих воспитанников, сделать их своими единомышленниками.
— Вообще родители у нас очень отзывчивые, всегда идут навстречу во многом: это касается и вопросов воспитания, и помощи в украшении, оформлении наших площадок, организации наших детсадовских праздников, — воодушевленно говорит педагог.
Конечно же, такой опытный воспитатель, как Ирина Эльмаровна, помимо главного дела в своей жизни — работы с дошколятами — занимается методической деятельностью: делится своими знаниями и педагогическими наработками с младшими коллегами, является для них наставником.
Молодым коллегам опытный воспитатель советует никогда не останавливаться на достигнутом уровне, постоянно продолжать учиться. Главный же совет и наставление опытного педагога — нужно любить своих воспитанников, как родных деток. И быть готовым к тому, что воспитатель детского сада — это не просто отработал восемь часов, вышел за территорию детсада и забыл о рабочих вопросах. Работа воспитателя продолжается и дома — обязательно нужно подготовиться к завтрашнему дню, сделать его для своих воспитанников не только познавательным, но и увлекательным, интересным, запоминающимся.
— У меня вся семья задействована в деле подготовки к занятиям: супруг не только мастерит что-то из дерева, помогает с оборудованием нашей уличной площадки в саду, но даже и рукоделием занимается. Дочь помогает в интернете найти интересные разработки, идеи для новых занятий, одним словом, заняты все, — смеется воспитатель.
Также моя собеседница убеждена: воспитатель просто обязан все свои невзгоды, проблемы оставлять за воротами детсада. Как только он ступил на его территорию, должен улыбаться детям, заряжать их хорошим настроением, научить их быть веселыми и жизнерадостными, любознательными исследователями.
— В то же время нельзя и без строгости, дисциплины. Ведь сегодня многие родители излишне балуют своих деток, и не всегда это приводит к хорошему результату — здесь воспитатель и должен помочь, подсказать, как не идти на поводу у ребенка, не потакать всем его капризам, — делится советом опытный педагог.
Конечно же, методических советов для молодых, только начинающих свой путь в профессии коллег у Ирины Абраменко очень много. Как и желания работать с малышами еще долгие годы, творить, расти профессионально. Остается только пожелать юбиляру дальнейших профессиональных успехов и творческого задора!
Ольга КАРАЧАКОВА