Рубрика: детский мир
УЧИТЕ ДЕТЕЙ ИГРАТЬ
Игра – один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми для воспитания дошкольников.
Игрой малыш овладевает при непосредственном участии взрослых (в детском саду – воспитателей, дома – родителей, бабушек, дедушек). Конечно, ребенок может научиться играть сам, глядя на сверстников на игровой площадке, наблюдая игры старших братьев и сестер, имея в своем распоряжении игрушки, которыми его щедро снабжают родители. Но опыт показывает, что стихийное овладение игрой происходит очень медленно и неполно, особенно в тех случаях, когда ребенок единственный в семье, а взрослые больше пекутся о его физическом благополучии и гигиене, нежели о психическом и эмоциональном благополучии.
Опыт работы с детьми показывает, что много современных детей не умеют играть. Причин у этого явления существует несколько. Прежде всего, позиция самих родителей, которые не поощряют детей играть, считая это ненужным и глупым занятием. Известно, что современная семья, как правило, имеет одного ребенка, поэтому игровой опыт не передается от старших детей к младшим. Родители не считают нужным учить детей играть, они убеждены, что игра может возникнуть и сама по себе, но жизнь показывает, что развернутая игра без опыта старших детей, без специального обучения рождается сама по себе лишь у меньшинства детей. Также причиной является тотальное влияние на детей телевидения и компьютера. Зачастую все свободное время дети сидят перед вожделенным экраном.
Поэтому родителям необходимо как можно больше играть с малышом дома.
Рекомендуемые игры
1. Развивающая игра «Дорисуй».
Игра на развитие внимания детей 4–5 лет.
Взрослый раздает детям рисунки с изображениями предметов, на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке, и дорисовать.
2. Развивающая игра «Кто спрятался».
Игра на развитие внимания детей дошкольного возраста.
Взрослый раскладывает на столе перед детьми 10 картинок с животными. после того, как ребята их рассмотрели, воспитатель просит их закрыть глаза, а в это время убирает 3–4 картинки и спрашивает: «Посмотрите, какие животные спрятались?»
3. Развивающая игра «Повтори-ка».
Игра на развитие внимания и мышления.
Взрослый четко произносит детям 6 слов, после чего просит ребят повторить слова в той же последовательности.
4. Развивающая игра «Части тела».
Игра на развитие внимания.
Взрослый называет части тела человека, а дети должны выполнить соответствующие движения: дотронуться до носа, уха и т. п. (можно выполнять под ритмичную музыку).
5. Развивающая игра «Овощи и фрукты».
Игра на развитие внимания.
Взрослый зачитывает названия овощей и фруктов, детям дается команда: «Присесть – если услышат название овоща, подпрыгнуть – название фрукта».
6. Развивающая игра «Поезд».
Игра на развитие внимания.
Дети становятся по кругу и имитируют движение поезда, взрослый показывает карточки, которые обозначают определенные движения: желтая карточка – поезд рушится, красная карточка – поезд останавливается, синяя – поезд едет в обратную сторону, зеленая – поезд ускоряется.
7. Игра на развитие внимания «Летает, прыгает и плавает».
Взрослый показывает детям картинки животных, птиц, насекомых и т. п., а детям нужно без слов показать, какие движения они делают.
8. Игра «Ладошка».
Игра на развитие воображения.
Предложите детям обвести красками или карандашами собственную ладошку и придумать, пофантазировать: «Что это может быть?» Предложите создать рисунок на основе обведенной ладошки.
9. Игра на развитие воображения «Неоконченный рисунок».
Детям даются листы с изображениями недорисованных предметов. Предлагается дорисовать и рассказать о своем рисунке.
10. Игра на развитие воображения «О чем рассказала музыка».
Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем она рассказывает, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.
11. Игра на развитие воображения «Что это такое?».
Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Взрослый показывает один из кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторяться.
12. Игра на развитие умения классифицировать «Волшебная шкатулка».
Необходимый инвентарь: шкатулка, мелкие предметы или игрушки.
Сложите различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложите ребенку вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Огромное значение игры для развития всей психики и личности ребенка дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
Екатерина КУГУШЕВА, Наталья ГОТФРИД, Наталья МОРОЗОВА, Оксана САГАТАЕВА, д/с «Антошка»