Наверняка, у многих из нас периодически бывает плохое настроение или тревога: кто-то боится ездить в лифте, на автомобиле или летать на самолете. У кого-то прямо-таки мания каждые полчаса бежать мыть руки, ведь «вокруг микробы». Нормально ли это или уже можно говорить о первых симптомах расстройства психики и пора обращаться к психотерапевту?

Действительно ли можно говорить о сезонности обострений психических заболеваний?

Как человеку определить, помощь какого специалиста ему необходима — психолога или психотерапевта?

Обо всем этом — в нашей беседе с врачом-психиатром-психотерапевтом, руководителем Антикризисного центра ГБУЗ РХ «Республиканская клиническая психиатрическая больница» Виталием ШИРШИКОВЫМ.

Виталий Игоревич, чем может помочь жителям Хакасии Антикризисный центр? Тот факт, что он является структурным подразделением психиатрической больницы, не пугает ли людей: мол, поставят на учет, у меня нет психических расстройств и прочее?

— Наш центр работает с 2014 года, и он изначально создавался для оказания помощи людям, находящимся в стрессовых и депрессивных состояниях, помощи при неврозах, психосоматических заболеваниях. Ежегодно к нам обращается около 3,5 тысячи человек, кого-то из них к нам направляют врачи-терапевты.

Дело в том, что в причинах возникновения того или иного заболевания большую роль играет наше психоэмоциональное состояние. Зачастую многие физические недуги без помощи психолога, психотерапевта вылечить невозможно. Врачи-гастроэнтерологи, -кардиологи, -неврологи, -терапевты нередко направляют к нам своих «хронических» пациентов, которым лишь медикаментозное лечение на протяжении длительного времени не помогало. После работы с психологом, психотерапевтом ситуация менялась к лучшему, симптоматика уходила.

— Получается, известное выражение, что «все болезни от нервов», соответствует действительности?

— Наш мозг занимается регулировкой всех процессов в организме. Вот сейчас мы с вами разговариваем, одновременно с беседой, нашей речью мозг следит за дыханием, сердцебиением, давлением, уровнем глюкозы в крови и т. д. Если с мозгом что-то происходит: стресс, невроз, возможно даже какие-то заболевания нервной системы, — это сказывается на том, как мозг регулирует процессы, происходящие в организме. Отсюда и появляются психосоматические расстройства.

— Вернемся к вопросу о работе центра. У вас работают и психолог, и психотерапевт. Как человеку разобраться, к кому ему следует обращаться?

— Человек может просто записаться на консультацию, а уже здесь, в центре, во время беседы будет произведена «медицинская сортировка»: возможно, ему достаточно работы с психологом, возможно, с ним буду работать я, как психотерапевт и психиатр, а возможно, пациенту требуется помощь моих коллег из «большой психиатрии». «Малая психиатрия» работает с депрессиями, неврозами, паническими атаками, разного рода фобиями и др. Больше всего обращений в наш центр как раз и связаны с депрессиями, на втором месте — тревожные расстройства, панические атаки.

— Как распознать у себя признаки депрессии? Возможно, это просто плохое настроение?

— Депрессия в отличие от плохого настроения не проходит через пару дней. Плохое настроение, подавленность — нормальная реакция на стрессовую ситуацию. К примеру, человека уволили с работы, заболел кто-то из близких, он разбил автомобиль и т. д. К врачу следует обратиться, если вы находитесь в подавленном состоянии более двух недель. Насторожить должны стойкая апатия, утрата интереса к тому, что радовало, нежелание и неспособность выполнять повседневные обязанности — и такое состояние длится месяцами.

— Стереотипы «обращение к психотерапевту — что-то зазорное» либо «психотерапия — это способ выкачивания денег, раньше такого не было, и никаких депрессий тоже не было» уходят в прошлое?

— Данные стереотипы всё так же распространены. Буквально на днях я был у вас на телеканале «Абакан 24», в прямом эфире, были и такие зрители, кто звонил и говорил, что психотерапевты — это шарлатаны. В данном случае будет уместна аналогия с аппендицитом. Человек, у которого его никогда не было, может считать и говорить, что аппендицит — это всё ерунда, выдумка врачей. Человек, у которого появился аппендицит, обращается к врачу. То же самое с психическими расстройствами: если у тебя появляются тревожность, панические атаки, фобии, нужно вовремя обратиться к врачам.

— В антикризисном центре все консультации бесплатны? Вы будете работать с человеком столько, сколько ему потребуется?

— Все консультации бесплатны. Кому-то хватает и 30-минутной беседы, кому-то потребуется несколько встреч с психотерапевтом. В случае необходимости я рекомендую и прием препаратов. Сегодняшний уровень медикаментозной помощи при психологических расстройствах существенно облегчает путь к выздоровлению. Среди специалистов даже распространена такая шутка, что «психотерапия — это хорошо, а психотерапия с антидепрессантами — еще лучше».

— Виталий Игоревич, сколько в среднем в течение месяца человек приходит именно к вам — к психотерапевту?

— Я работаю с 8 утра и до 17 часов, консультации проходят «без окон», то есть люди идут непрерывным потоком — это показатель того, насколько необходима населению помощь психотерапевта. В течение месяца я провожу 300–500 консультаций.

— Распространенная шутка про осенне-весенние обострения также имеет под собой реальные основания?

— Сезонность действительно присутствует, это подтверждает статистика: есть периоды спада обращений, есть периоды подъема. То же самое можно наблюдать и в работе психоневрологического диспансера. Так было всегда, мировая статистика дает такие же данные.

— Можно сказать, что всё больше людей подвержены психическим расстройствам — из-за стресса, ускоряющегося ритма жизни?

— Наверное, я не могу дать объективную оценку ситуации: ко мне не приходят люди, чтобы сказать: «Виталий Игоревич, у меня всё замечательно в жизни! У меня такое хорошее настроение!» Я общаюсь с людьми, у которых есть проблемы, жалобы. По моим субъективным ощущениям, людей нуждающихся в помощи психолога, психотерапевта становится всё больше.

У нас в планах увеличение штатного расписания центра: в настоящее время у нас уже работает второй психолог, один просто не справлялся с потоком обращений. В скором времени должна появиться и ставка второго врача-психотерапевта. Так что по работе нашего центра можно говорить, что всё больше жителей Хакасии обращается к специалистам с жалобами на депрессии, неврозы и т. п.

— Виталий Игоревич, завершим нашу беседу рекомендацией от врача: что нужно делать, чтобы сохранить психическое здоровье?

— Советы будут просты. Психогигиена, то есть мероприятия, направленные на сохранение психического здоровья, включает следующие несложные для выполнения правила:

  • соблюдение режима сна, старайтесь придерживаться расписания, то есть ложиться и вставать в одно и то же время;
  • правильное питание. Наш мозг очень энергоемкий — он потребляет энергии больше, чем все другие органы, и «кормить» его нужно хорошо;
  • физическая активность. Все мы так или иначе подвержены стрессу, при достаточной физической активности гормоны стресса в организме, образно говоря, утилизируются и нашему мозгу не достаются;
  • свободный выход эмоций. Если вы чувствуете, что хотите поплакать, покричать, то позвольте себе это.

— При этом я испорчу другому человеку настроение, накричав на него…

— Есть много способов выпустить эмоции, не навредив окружающим, проводится множество тренингов по распознаванию своих эмоций и их высвобождению. Самый простой способ для городского жителя: покричать в салоне своего автомобиля, закрыв при этом окна, чтобы не напугать прохожих.

Также для сохранения психического здоровья очень важно найти интересное дело для души, хобби. Положительные эмоции, формируемые в процессе занятия любимым делом, минимизируют действие стресса, компенсируют какие-то негативные переживания — это научно подтвержденный факт.

Еще одно правило психогигиены — полноценное живое общение. Наш мозг устроен так, что нам требуется взаимодействие с другими личностями. Если у меня нет качественного живого общения, я начинаю взаимодействовать сам с собой — погружаюсь в неврозы.

Спросите, что в такой ситуации делать людям, не имеющим возможности живого общения? Человек не виноват, что в данный момент он лишен социальных связей, — возможно, он недавно переехал в данный населенный пункт, может, он просто такой от природы стеснительный; кто-то пережил тяжелый разрыв отношений и теперь вообще пока не желает ни с кем разговаривать. Все эти советы: «возьми себя в руки», «займись делом» — не помогают, человеку плохо. Что делать? Возможно, в данной ситуации следует начать с похода к психологу. Можно и сразу прийти к нам в Антикризисный центр, ведь для этого, собственно, наша служба и открывалась, для помощи людям в кризисных психологических состояниях.

Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *