В Абакане, в ХГУ им. Н.Ф. Катанова, состоялся межрегиональный научный семинар «Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири». Ведущие ученые-лингвисты из Хакасии, Москвы, Новосибирска, Улан-Удэ, Томска, Кызыла, школьные учителя хакасского языка, представители профильных министерств Правительства РХ обсудили современное состояние языков и культур коренных народов Сибири и меры по улучшению ситуации.
Заместитель начальника Управления образования администрации Абакана Дмитрий ТОДЫШЕВ познакомил участников научного форума с опытом республиканской столицы в деле сохранения и развития хакасского языка — у нас второй государственный язык республики изучают с детского сада и уже на более серьезном уровне продолжают в школах. При этом хакасский язык изучают дети самых разных национальностей.
В работе научного форума также принял участие председатель Совета старейшин хакасского народа Петр Воронин. Он привел такие данные. Социологическое исследование, проведенное в республике в 2020 году по инициативе Миннаца РХ, показало, что только половина респондентов — представителей хакасского народа свободно владеют родным языком. Основной причиной того, что люди не знают язык, респонденты называют тот факт, что у него весьма узкая сфера применения. При этом 76,8% респондентов — представителей коренной национальности согласились, что в их населенном пункте есть условия для изучения хакасского языка. Абсолютное большинство респондентов считают необходимым, чтобы хакасские дети имели возможность изучать язык в школе (94,3%).
В Абакане, как следует из доклада Дмитрия Тодышева, для детей, как детсадовцев, так и школьников, создано многое в плане изучения хакасского языка и культуры в целом.
Учим с детсада
— Обеспечение права детей на удовлетворение этнокультурных образовательных потребностей, в том числе на изучение родного языка — важное направление деятельности городской системы образования. В Абакане делается многое для того, чтобы расширить эти возможности. Начинать изучение родного языка, конечно, лучше с дошкольного возраста, когда дети активно проявляют интерес ко всему новому, в том числе к национальному языку и культуре. Поэтому, если в городе открывается новый детский сад, то в нем, как правило, по желанию родителей набирается группа детей с изучением хакасского языка. Такие группы были открыты, например, в 2019 году в новых детсадах «Филиппок» и «Дашенька». В 2020 году начал работу детский сад «Феденька», в нем тоже вскоре планируется открытие группы с изучением языка, — рассказал Дмитрий Александрович.
Стоит отметить, что за последние несколько лет в Абакане число детсадов, где изучается хакасский язык, намного возросло. Так, если в 2014 году их насчитывалось всего 14, то в 2021 году — уже 37. Примерно таким же образом увеличилась численность воспитанников детских садов, вовлеченных в изучение хакасского языка. В 2014 году их было менее 500 человек, в 2021 году — более 2 тысяч.
— Для успешной реализации программ по изучению хакасского языка и культуры в детских садах Абакана созданы специальные уголки, позволяющие визуализировать культуру и быт хакасского народа. В этих зонах представлены национальные костюмы, украшения и другие предметы народной культуры, иллюстрации к сказкам и легендам, материалы о природе Хакасии. Педагоги проводят мастер-классы с детьми по приготовлению хакасских блюд, изготовлению украшений, орнаментов. Проводятся творческие мероприятия по исполнению хакасских песен, театрализованные представления по мотивам хакасских сказок, хакасские народные игры. Всего же в 49 дошкольных учреждениях Абакана на начало 2020/2021 учебного года насчитывалось более 1900 воспитанников хакасской национальности, из которых изучением языка охвачены 29,5%. В системе дошкольного образования Абакана имеется определенный потенциал, в том числе в части увеличения количества детских садов, в которых организовано изучение хакасского языка, повышения охвата детей, изучающих хакасский язык, увеличения доли детей хакасской национальности, изучающих хакасский язык, — резюмировал докладчик.
Ситуация в школах
— Сегодня хакасский язык в разных формах изучается почти во всех городских школах: в 23 из 24. По числу школьников, изучающих хакасский язык, как и среди воспитанников детских садов, за последние годы наблюдается положительная динамика. Если в 2013/2014 учебном году хакасский язык изучало 1200 школьников, то на сегодняшний день — более 3 тысяч ребятишек, — привел цифры заместитель начальника Городского управления образования.
Стоит отметить, что обучение языку в абаканских школах организовано в разных формах. Как учебный предмет хакасский язык в 2020/2021 учебном году изучается в 4 школах. В школах №№ 22 и 24 уроки хакасского языка ведутся уже на протяжении многих лет, в школе № 20 хакасский язык как учебный предмет введен с 2017 года. В школе № 3 изучение языка началось совсем недавно — с 2019 года. В этих четырех школах хакасский язык включен в учебные планы как предмет «Родной (хакасский) язык», который входит в обязательную часть учебного плана и ведется по установленным программам и учебникам. В других школах хакасский язык изучается в рамках внеурочной деятельности, в рамках элективных курсов, кружковых занятий.
— Помимо учебной деятельности по изучению языка, в школах регулярно проводятся мероприятия, направленные на ознакомление детей с национальными традициями, на формирование интереса к языку, культуре и истории Хакасии. Особенно много их проводилось в прошлом году, объявленном в республике Годом хакасского языка. Так, для школьников Абакана было проведено творческое мероприятие «Мы изучаем хакасский язык!» (концерт на хакасском языке с участием детских коллективов). Состоялся ежегодный городской творческий конкурс «Живи, родной язык!» («Чурта, тöреен тiлiм!»). В дошкольных учреждениях и в школах города проведено большое количество мероприятий, посвященных празднованию хакасского Нового года «Чыл пазы», Международному дню родных языков, Дню тюркской письменности и культуры.
Немало мероприятий запланировано и в текущем 2021 году, объявленном Годом хакасского эпоса, — привел примеры из практики абаканских школ Дмитрий Александрович.
С 2012 года в Абакане на базе школы № 22 работает муниципальный Центр поликультурного образования, проводящий большую работу по популяризации хакасского языка и культуры в целом. В Центре открыта школа выходного дня для горожан, желающих изучать хакасский язык. Организована работа консультационного пункта для учителей. Созданы кружки детского хакасского театрального и литературного творчества. Организуются и проводятся тематические мероприятия школьного и городского уровней (конкурсы, фестивали и др.). Методические наработки Центра поликультурного образования активно используются во многих образовательных учреждениях Абакана.
— Работа по созданию условий для сохранения и развития хакасского языка и культуры в Абакане, безусловно, будет продолжена, в том числе в части формирования у обучающихся и родителей мотивации к изучению детьми родного (хакасского) языка, организации изучения хакасского языка в различных формах, в том числе как учебного предмета. Необходимые условия для указанной работы есть. Школы обеспечены учебниками и пособиями по хакасскому языку. В образовательных учреждениях работают талантливые педагоги. А в муниципальную программу «Развитие образования в городе Абакане», которая рассчитана на 2021–2030 годы, в качестве одного из целевых индикаторов эффективности включен и такой, как «доля обучающихся, охваченных изучением хакасского языка и литературы, от общего числа детей хакасской национальности», — поделился рабочими планами заместитель начальника Городского управления образования.
Подготовила
Ольга КАРАЧАКОВА