В подвале рейтинга эффективности управления в субъектах федерации в 2021 году эксперты Агентства политических и экономических коммуника-ций разместили четыре региона Сибирского федерального округа. Новосибирская область сохранила за собой 79 позицию, Тува сместилась с 70 места на 10 позиций вниз, Алтай мигрировал на 5 позиций вниз, заняв 82 место, Хакасия по-прежнему самый худших регион – 85 место.
Сравнительно высокий расчетный показатель республика продемонстрировала по индикаторам социального блока – 0,494, по ним Хакасия на 82 месте.
Значительно ниже экспертная оценка региона по критериям финансово-экономического блока – 0,405, что соответствует 84 месту.
Самым низким количеством баллов (0,387) экспертное сообщество оценило достижения высшего должностного лица в ключевом блоке – политико-управленческой сфере деятельности – 85 место.
Речь идет об эффективности отношений с федеральным центром, продвижении интересов и региональных инициатив на федеральном уровне, а также реализации требований федерального центра в республике и урегулировании внутриэлитных конфликтов.
В аналитической записке Хакасия дважды удостоилась упоминаний:
«Худший регион – Хакасия — остался прежним, но даже у него немного увеличился итоговый показатель эффективности — с 0,416 до 0,428. Все это позволяет говорить и о том, что в регионах со слабым уровнем управленческой эффективности отмечались позитивные процессы, а власти активнее старались решать накопившиеся там проблемы.
Хакасия остается худшим регионом России уже не первый раз — она также была на последнем месте в 2020 году, а ранее занимала его в 2018 году. Все это напоминает о проблемах, с которыми сталкивается регион в период правления коммуниста В. Коновалова».
Стоит отметить, в минувшем году Хакасии удалось добиться значительных подвижек по зачетным показателям финансово-экономического блока, в том числе по росту собственных доходов и изменению структуры государственного блока. Однако все самые существенные успехи и положительные тренды меркнут на фоне громкого бюджетного скандала.
Весть о том, в конце марта Верховный суд Хакасии признал закон о региональном бюджете на текущий год недействующим, растиражировали все федеральные информационные ресурсы.
Иск подала республиканская прокуратура, сочтя принятый закон противоречащим федеральному законодательству. Прежде всего, по размеру дефицита бюджета: он составил 19% от налоговых и неналоговых доходов. Хотя Бюджетным кодексом предусмотрен предельно допустимый уровень в 15%.
Лишь только в конце июля пресс-служба главы Хакасии публикует официальный релиз «Апелляционный суд признал бюджет Хакасии на 2021 год недействующим. Правительство Хакасии будет просить о созыве экстренной сессии парламента для рассмотрения проекта нового бюджета».
Экстренная сессия Верховного Совета приняла новый вариант закона «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» 4 августа. То есть в течение семи месяцев к Хакасии было приковано пристальное внимание федерального центра. И это не могло не сказаться на оценке эффективности управления регионом. Если скандальные бюджетные перипетии были чей-то задумкой, то она, вне всякого сомнения, имела должный эффект.
Подготовила Любовь Жиц IХ рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации в 2021 году — Региональные комментарии (regcomment.ru) Апелляционный суд признал бюджет Хакасии на 2021 год недействующим. Правительство Хакасии будет просить о созыве экстренной сессии парламента для рассмотрения проекта нового бюджета — Правительство Республики Хакасия (r-19.ru)