3 июля Хакасия будет праздновать юбилейный День Республики. Тридцать лет назад Законом РСФСР от 03.07.1991 № 15/38-1 Хакасская автономная область Красноярского края была преобразована в Хакасскую Советскую Социалистическую Республику в составе Российской Федерации. Благодаря чему мы получили этот статус? Как можно оценить почти 30-летний период, пройденный в статусе самостоятельного субъекта? И какие задачи стоят перед регионом сегодня? Ответы на эти вопросы — в беседе с человеком, принимавшим непосредственное участие в становлении республики, а затем спустя почти 30 лет, в 2018–2019 годах, работавшим в должности первого заместителя Главы Хакасии. Современная история Хакасии в изложении ее активного деятеля — в беседе корреспондента «Абакана» с Андреем АСОЧАКОВЫМ.

— Андрей Серафимович, в начале 1990-х годов вы принимали активное участие в политической жизни Хакасии. Также вы — историк, экономист, мастер делового администрирования. Поделитесь своим мнением: получение Хакасией в 1991 году статуса республики было вызвано политическими процессами, происходящими в стране, либо же этого требовало экономическое развитие нашего региона?

— В преобразовании Хакасской автономной области в республику свою роль сыграли факторы как объективного, так и субъективного характера. Объективно Хакасия, развиваясь в составе Красноярского края, достигла очень высоких показателей — по валовому региональному продукту Хакасия была самой большой из автономных областей в СССР. В настоящее время в Хакасии валовый региональный продукт составляет порядка 300–350 млрд рублей (колебания связаны с изменением курса валют, так как много продукции идет на экспорт). Ко времени преобразования области в республику ВРП региона в сегодняшних деньгах составлял 700–800 млрд рублей. Экономика региона была сбалансирована в рамках Саянского территориально-производственного комплекса. Агропромышленный комплекс Хакасии по объему выпуска продукции в денежном выражении был одним из самых крупных агрохолдингов всего СССР. Приведу пример успешной работы предприятий. Поголовье овец в Хакасии того периода составляло 1,5 млн голов, это были овцы тонкорунной породы — шерсть поступала на Черногорскую фабрику первичной обработки шерсти, далее на камвольно-суконный комбинат. К слову, на данном комбинате трудилось до 10 тыс. человек, показатели работы Черногорского комбината существенно влияли на данные по выполнению плана всего Красноярского края. С комбината пряжа поступала на Абаканскую трикотажную фабрику — самую крупную за Уралом. Мясо овец поступало на Абаканский мясоконсервный комбинат, снова самый крупный за Уралом, продукция которого реализовывалась по всей стране. То есть, экономика Хакасии была на таком уровне, когда в области находились все предприятия производственной цепочки — от сырья до конечного продукта.

В автономной области работал и мощнейший энергетический комплекс, предприятия цветной металлургии, горнорудная промышленность, развивалась лесная отрасль и др. С точки зрения экономики Хакасия на тот период была одним из самых высокоразвитых регионов. При этом автономная область не имела права принимать самостоятельных решений: все вопросы требовалось согласовывать с крайисполкомом, и не всегда нужды автономии находили понимание краевых властей.

Были и другие причины. К ним можно отнести проводившуюся в стране политику гласности и демократизации, в результате чего многие субъекты стали требовать больше прав, рост национального движения и борьбу за власть между М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным. Борис Ельцин в своей политической борьбе пытался опереться на элиты национальных регионов, автономий и пошел навстречу их чаяниям о повышении статуса. Так, практически все автономные области повысили свой статус до республиканского.

— Национальное движение хакасского народа также сыграло немаловажную роль…

— Безусловно, роль национального движения была очень значима. Активисты движения озвучили, внесли в политическую повестку дня все наболевшие за долгие годы национальные проблемы и пытались найти пути их решения. В то же время среди активистов национального движения были в основном представители интеллигенции, не имевшие опыта государственной работы и порой выдвигавшие такие радикальные пути решения проблем хакасского народа, которые впоследствии могли бы привести к обострению конфликтных ситуаций.

Над становлением новой Хакасии работали В.Н. Штыгашев, В.М. Торосов, Г.А. Трошкина, Г.А.Вяткин, Е.А Смирнов, С.Г. Никифоров, А.Ф. Трошкин, М.А. Митюков, а также общественники-активисты — Александр Костяков, Валерий Ивандаев, Гавриил Котожеков и многие другие.

— В марте 1992 года вы были назначены заместителем Председателя Совета министров Республики Хакасия — постоянным представителем РХ при Президенте РФ. Ваша должность позволяла реально помогать республике, решать насущные проблемы региона?

— Удалось собрать команду единомышленников, радеющих за развитие родной Хакасии — нас было три человека. Это знаменитый флотоводец Б.С. Майнагашев, талантливый управленец из Саяногорска П.А. Максимов и ваш покорный слуга. Нам удалось добиться принятия многих важных документов, в том числе и двух указов Президента РФ и четырех Постановлений Правительства РФ относительно Хакасии. В частности, в первый год нашей работы мы смогли добиться подписания Б.Н. Ельциным Указа «О государственной поддержке социально-экономического развития РХ на 1992–95 годы» — именно в этом документе был прописан пункт о введении повышающего районного коэффициента при начислении зарплат жителям Хакасии. К слову, жители Хакасии получили данный коэффициента на два года раньше работников Красноярского края.

Еще одно из важнейших решений того периода, над принятием которого мы много работали, — получение абаканским аэропортом статуса международного. До этого решения среди ближайших соседей таким статусом обладал лишь Иркутский аэропорт. Была попытка создания инновационного центра — свободной экономической зоны (п. Пригорск). Также нам удалось «пробить» вопрос проектирования объездной дороги и Братского моста. Решались и другие вопросы.

— Позже вы работали и на федеральном уровне, были членом Совета Федерации Федерального собрания России. На протяжении ряда лет занимались частным бизнесом, а в 2018–2019 годах работали в должности Первого заместителя Главы Хакасии. Как можно оценить 30-летний период, пройденный Хакасией в статусе самостоятельного субъекта? Оправдались ли надежды 1991 года?

— То, что мы решили развиваться самостоятельно, а не в составе края, было правильным решением — за прошедшие 30 лет Хакасия добилась многого в плане социально-экономического, культурного развития. Однако, на мой взгляд, и упустили мы многое. Определенное время Хакасия не развивалась в экономическом плане: к примеру, власти республики формировали бездефицитный бюджет. Необходимо планировать стратегию развития, формировать реальные и напряженные бюджеты, постоянно работать над увеличением доходной части бюджета.

— При этом многие, как эксперты, так и простые жители Хакасии, критиковали правительство Виктора Зимина за политику привлечения банковских кредитов…

— Привлекать кредитные средства в целях развития — это нормальное явление, просто нужно уметь управлять задолженностью. Дело в том, что налоговая система сегодня выстроена так, что 70% собираемых в регионах налогов уходят в федеральный бюджет, регионам остается лишь 30%. Федеральный законодатель сегодня установил такие правила, что практически все крупные промышленные предприятия, работающие в регионе (угольные, горнорудные, алюминиевые, энергетики), платят в бюджет республики налог на прибыль не в полном объеме. К примеру, представители угольных предприятий сегодня говорят о падении цен на уголь на мировом рынке. При этом добыча и экспорт угля наращиваются. Бюджет республики практически ничего не получает с увеличения добычи угля, так как собственниками угольных предприятий выстроена система торговых домов, в результате которой уголь конечному потребителю продают уже компании, зарегистрированные где-нибудь на Кипре. Получается, основные фонды угольных предприятий находятся здесь, в Хакасии, экологические проблемы, проведение природоохранных мероприятий — в республике, а прибыль — где-то очень далеко от нашего региона.

— Можно ли данную ситуацию изменить?

— Можно, если в целом в России поменяется социально-экономическая политика государства. Протекционизм в экономике, защита внутренних рынков. Создание ссудного рынка, изменение политики Центрального Банка и внеся соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ. На федеральном уровне мы можем наблюдать постоянную борьбу между государственниками и либералами. Очень хочется надеяться, что рано или поздно вопрос будет решен в пользу регионов, промышленные предприятия будут платить налоги и другие платежи по месту нахождения основных фондов.

— Андрей Серафимович, на ваш взгляд, какие сегодня стоят задачи перед республикой? На что следует, в первую очередь, обратить внимание властям региона?

— Главная задача перед республиканскими властями всегда одна — развитие Хакасии. Создать программу Экологической безопасности Хакасско-Минусинской котловины. Нужно развивать , с учетом современных технологий, наши традиционные отрасли: горнорудную, угольную промышленность, электроэнергетику, цветную металлургию — создавая такие условия, чтобы промышленные предприятия работали не так, как сегодня: экологические проблемы — региону, прибыль — за границу. Необходимо развивать и транспортную инфраструктуру, нам жизненно необходимо завершить строительство автодороги Абакан — Большой Ортон, что позволит на 200 км сократить путь до Новосибирска. Завершение строительства вторых путей Южно-Сибирской железной дороги. Одним словом, направлений для работы много. В юбилейный для республики год хочется надеяться, что вскоре Хакасия уверенной поступью выйдет на путь экономического развития, а все жители Хакасии будут жить в достатке и благополучии.

Ольга КАРАЧАКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *