Президент согласился закрепить дополнительный вывоз 9 млн т угля из Хакасии, Бурятии и Тувы, сообщает РБК.
Экспорт из этих регионов упал почти вдвое из-за роста добычи в Якутии, а работающие там СУЭК и «Коулстар» могли недополучить $1 млрд. Президент Владимир Путин согласился «закрепить в приоритетном порядке» дополнительный вывоз 9 млн т угольных грузов по железной дороге в восточном направлении из Хакасии, Бурятии и Тувы в 2022 году.
Это следует из письма его помощника Игоря Левитина от 24 декабря 2021 года со ссылкой на предложение правительства. На этом документе Путин поставил росчерк: «Согласен». У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил источник среди крупных грузоотправителей-клиентов РЖД.
Письмо о необходимости обеспечить приоритетный вывоз угля из этих трех регионов Путину еще 9 декабря направил первый вице-премьер Андрей Белоусов (у РБК есть копия). Он предлагал поручить РЖД вывезти из Хакасии и Бурятии в этом году в общей сложности около 18 млн т угля (по 9 млн т из каждой республики, в квоту Хакасии входит 0,4 млн т поставок угля из Тувы). Подобный механизм уже несколько лет действует для Кузбасса: региону в 2021 году гарантирован вывоз 53 млн т угля к портам Дальнего Востока, а в 2022 — 58 млн т (+5 млн т).
«Мы традиционно не комментируем служебную переписку», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. РБК направил запросы представителям первого вице-премьера Андрея Белоусова и «Российских железных дорог» (РЖД).
Предложенные к гарантированному вывозу 18 млн т угля — это среднегодовые показатели его экспорта из Бурятии и Хакасии в 2018-2020 годах, следует из письма Белоусова. В 2020 году из Хакасии РЖД вывезли на экспорт в порты Дальнего Востока 11,5 млн т угля, а из Бурятии — 9,8 млн т. Но в 2021 году погрузка угля по «Транссибу» и БАМу из этих двух регионов сократилась на 40-60%. По оперативным данным, в 2021 году Бурятия вывезла на восток 5,9 млн т угля, Хакасия — 5 млн т, сообщил РБК представитель РЖД.
Основным производителем угля в Бурятии и Хакасии является СУЭК Андрея Мельниченко, ежегодно добывающего в России более 100 млн т угля (в 2020 году добыча угля компании снизилась на 5%, до 101,2 млн т, итоги 2021 года пока не объявлены). В Хакасии еще около 3 млн т угля в год добывает «Коулстар» Эдуарда Худайнатова. В Туве, сильно уступающей
соседям по объему добычи, этим бизнесом занимается Тувинская горнорудная компания.
2021 году РЖД не вывезли более 10 млн т из Хакасии и Бурятии, что для угольных компаний (СУЭКа и «Колустара») может стать упущенной выгодой в размере более $1 млрд, учитывая среднюю цену энергетического угля за год на уровне $109 за т, подсчитал управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Это привело к потерям и для региональных бюджетов, пишет Левитин в письме Путину.
Падение экспорта из Бурятии и Хакасии на более чем 10 млн т произошло из-за роста объемов вывоза угля из Якутии — в первую очередь, с Эльгинского месторождения, принадлежащего «А-Проперти» Альберта Авдоляна. «Дополнительную загрузку восточных участков БАМа в прошлом году обеспечила активизация новых угольных предприятий, работающих, в основном, в Якутии: например, при среднегодовом показателе погрузки данного региона в 8,9 млн за период 2018-2020 годы, в 2021 году объемы выросли до 21,2 млн т», — отмечает представитель РЖД.
Любовь Жиц
https://www.rbc.ru/business/12/01/2022/61dd699d9a7947a8ce2c1580?from=from_main_1