По итогам девяти месяцев инвестиционные возможности четырех базовых отраслей Хакасии весьма существенно просели по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Объем инвестиций в основной капитал в январе-сентябре составил 29,9 млрд рублей, или 83,1%.
Известные экономические трудности испытывают сегодня исключительно все сибирские регионы, однако трем представителям Сибирского федерального округа удалось обеспечить положительную динамику. Причем наиболее высокую инвестиционную активность демонстрирует Алтай. Объем инвестиций в этом регионе возрос в 2,1 раза. В тройку лидеров также вошли Иркутская область (132,2%) и Красноярский край (108,5%). Менее значительный рост капитальных вложений служба государственной статистики отмечает в Туве (100,8%) и Алтайском крае (100,7%).
Опубликованные накануне сведения Красноярскстата поясняют причины столь резкого снижения (на 16,9%) объема инвестиций в основной капитал в Хакасии. Наиболее весомыми из них стали экономическая ситуация и инфляционная политика в стране. На третьем месте сразу два негативных фактора — инвестиционные риски и параметры курсовой политики.
Кроме того, ограничивающими инвестиционную активность факторами по-прежнему числятся внешняя экономическая ситуация и колебания цен на мировом рынке энергоносителей.
Между тем именно в этой сфере к концу года наметились положительные подвижки. О кардинальных изменениях в логистике перевозок накануне «Коммерсанту» рассказал начальник Красноярской железной дороги Алексей Туманин. В ноябре, после открытия первого железнодорожного моста между Россией и Китаем, из Красноярского края и Хакасии отправлены пробные 5 тыс. тонн и 22,9 тыс. тонн угля соответственно через новый пограничный пункт пропуска Нижнеленинское — Тунцзян.
В результате совместной работы с грузоотправителями в последние месяцы наметился тренд восстановления объемов отправления грузов через порты Северо-Запада: с 169 вагонов ежесуточно в июне до 282 вагонов в сутки по итогам ноября. Основной грузопоток тут формируется из Республики Хакасия, уточнил начальник Красноярской железной дороги.
Однако в ситуации со снижением внешнеторгового грузооборота два соседних региона занимают разные позиции. Как отмечает Алексей Туманин, в Красноярском крае, где не менее 80 % — внутрироссийские перевозки, погрузка за январь-ноябрь не только не снизилась, но даже выросла к тому же периоду 2021 года на 2,5 млн тонн, составив 43 млн (+6 %). Снижение экспорта (на 9 %) полностью компенсировано положительной динамикой внутрироссийского грузопотока (+11 %).
Ключевой фактор роста — высокий спрос на уголь на внутреннем рынке со стороны угольной генерации Сибири. Из-за маловодности Енисея Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС уменьшили выработку электроэнергии, а угольная генерация эти объемы замещает. Как результат, перевозки угля выросли на 11,5 %.
Несколько иная картина сложилась в Хакасии, где порядка 85 % грузоотправлений занимает продукция угледобывающей промышленности, которая в значительной степени ориентирована на зарубежные рынки сбыта и ощутила последствия санкций. Так, за 11 месяцев погрузка в Хакасии составила 24,1 млн тонн (–8 %). При этом экспортные перевозки угля из республики снизились, в основном из-за сокращения его отправок в страны Европы: относительно прошлого года перевезено меньше на 2,7 млн тонн. А объемы экспортных перевозок в самом загруженном восточном направлении нам удалось удержать практически на тех же позициях — снижение на 300 тыс. тонн.
Подготовила Любовь Жиц
Microsoft Word — SHMUZ-osn.doc (rosstat.gov.ru)
Ссылка на Росстат
Новости Красноярскстата (gks.ru)
Ссылка на Красноярскстат
Приняли груз на себя – Коммерсантъ Красноярск (kommersant.ru)
Ссылка на «Коммерсант»