Рубрика: культурная столица
В объективе
Рисунки и керамика древних
«Под кожей у любого человека в комочке, называющемся сердце, есть целый мир, единственно достойный того, чтоб тратить краски на него», — это строчки из стихотворения Евгения Евтушенко, и они очень точно передают настроение нового уникального проекта, который действует в Хакасском национальном краеведческом музее им. Л.Р. Кызласова (6+). Внимательнее присмотритесь к фото, может, найдете там изображение каких-нибудь невероятных животных?
«Древние рисунки. Тагарская керамика» — таково название авторского проекта научного сотрудника, начальника археологической экспедиции краеведческого музея Эдуарда Киргинекова и начальника художественного отдела Владимира Агеева. Он показывает многообразие наскального искусства и керамического производства. Выставка состоит из двух частей. Одна из них — коллекция эстампажных копий древних наскальных рисунков, изваяний и образцов енисейской рунической письменности. Другая часть проекта представлена керамическими сосудами из коллекций раскопок Археологической экспедиции Хакасского музея (начальник экспедиции Э. Н. Киргинеков) последних четырех лет. На выставке демонстрируются 100 образцов керамической посуды, относящихся к тагарской археологической культуре (VIII–III вв. до н.э.).
— Не так часто мы открываем выставки, которые формируются благодаря многолетней работе наших сотрудников, которые неравнодушны к сохранению историко-культурного наследия нашей республики. И эта работа началась не сейчас, а очень давно, примерно 60 лет назад. На протяжении всего этого времени несколько поколений наших сотрудников искали и сохраняли то, чем гордится сейчас Хакасия.
Когда вы, уважаемые гости, будете ходить, рассматривать экспонаты, обратите внимание на художественное оформление. Удивительно красиво сочетаются вместе и образцы керамики, и эстампажи древних наскальных рисунков, — сказал директор музея Андрей Готлиб.
Известно, что традиция выполнения рисунков на скалах уходит своими корнями в глубокую древность и не прерывается вплоть до начала ХХ в. Изготовление изваяний в период конца III — начала II тыс. до н.э. является уникальным художественным творчеством местных мастеров и представлено исключительно на территории Хакасско-Минусинской котловины. Широкое распространение письменности с VIII в. среди населения Древнехакасского государства отразилось в многочисленных надписях на стелах, скалах, предметах. Благодаря самоотверженной работе В.Ф. Капелько и Э.А. Севостьяновой в фондах Хакасского музея собрана самая крупная коллекция эстампажных копий наскального искусства в России. На выставке «Древние рисунки. Тагарская керамика» представлено 24 больших полотна.
Что касается керамической посуды, то ее производство являлось одним из самых массовых производств на территории Хакасско-Минусинской котловины. Именно в период тагарской эпохи керамические сосуды становятся стандартизованными и унифицированными, что свидетельствует о высоком уровне развития тагарского общества.
— У нас с Владимиром Петровичем Агеевым идея давно собиралась и вот, наконец, собралась. Хочу сразу сказать, что на выставке все не про археологию, а вообще о нашем наследии, которое нужно собирать. И это в итоге вылилось в такой классический музейный проект.
Некоторые эстампажи показываются впервые, потому что когда-то были незаконно вывезены из страны в Париж. Это была настоящая детективная история. Но благодаря стараниям управления Федеральной службы безопасности Красноярского края удалось изъять похищенные эстампажи рисунков и вернуть их в Хакасию, — рассказал Эдуард Киргинеков.
Рассматривая керамическую посуду и эстампажные копии древних наскальных рисунков, у некоторых останавливаешься надолго: есть здесь персонажи довольно фантастического вида. Посудите сами, как определить, что за существо следует за охотником, если у него тело то ли коровы, то ли лошади, с собачьей головой, длинными ушами и пушистым хвостом?
Подготовила Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото автора