«Каждый день нужно преодолевать инертность», — так говорил Джек Лондон. И наш герой, студент ХГУ, но уже молодой исследователь, обладатель стипендий Президента РФ, Правительства РФ, Экологического Фонда им. В.И. Вернадского Евгений ВОРОЖЦОВ, каждый день движется вперед, чтобы своими исследованиями и открытиями приносить людям пользу.

— Женя, когда ты увлекся химией и почему?

— Можно сказать, что в детстве. Как и многие ребята тогда, я смотрел научно-популярную программу «Галилео», где представлялись очень интересные вещи, эксперименты… Все это было наглядно и легко объяснялось. В начальной школе стал посещать музеи экспериментальных наук в Абакане. А вот когда с восьмого класса в школе начался предмет химия, можно сказать, я действительно увлекся этой наукой. Началось все с заучивания элементов таблицы Менделеева, решения задач. У нас с одноклассником Ваней этот предмет приобрел даже соревновательный характер — на скорость, на точность решали задачи. Потом наш педагог, Тамара Валентиновна Хамцова, давала нам задачи все сложнее и сложнее. За эту любовь к предмету ей большое спасибо. Изучая химию, решая задачи, я чувствовал себя в моменте, целиком погружался в материал. И сейчас чувствую, как это дело «стирает» понятие работы.

Когда настала пора думать о дальнейшем пути после школы, стало ясно, что химия мне нужна. Но не как путь к медицине, а сама по себе. В нашем Хакасском государственном университете мне приглянулось направление «Педагогическое образование», профиль «химия и биология», куда я впоследствии и поступил.

— Что особенно запомнилось с уроков по этому предмету?

— Спасибо «эффекту края». То есть, запомнились начало и конец. В начале — это то, как я сдавал обозначение химических элементов, а в конце — это открытый урок. Тогда мы вспоминали свойства неорганических солей и проводили красивые химические опыты. Описывали весь процесс реакции и тот продукт, который в итоге получился. Все это сохранилось в выпускном фильме, который я до сих пор пересматриваю. Прекрасные были времена (смеется).

— Кто-нибудь из семьи связан с науками?

— В данный момент нет. Но когда мама получала второе высшее образование, обучалась на социального педагога, то вместе со своим научным руководителем изучала особенности социально-педагогической адаптации детей-сирот в среднепрофессиональном образовании.

— Студенческая жизнь — это не только учеба, но и масса других занятий. Чем еще занимаешься помимо науки?

— Пишу стихи, занимаюсь ораторским искусством. Я это обозначил так. В первый месяц учебы подал заявку в Студенческий культурный центр «ФДПС». Сейчас я уже на третьем курсе и получил сертификат о получении дополнительного образования в направлениях «Ведущий концертных программ» и «Основы искусства дефиле». Принимал участие во многих конкурсах, например «Российская студенческая весна». У нас замечательная команда: вместе ходим в кино, на спектакли, потом долго обсуждаем. Школа ведущих дает возможность побыть в новых ролях.

Что касается литературного творчества… В этом году удалось победить в конкурсе «Радуга талантов», проводимом Домом литераторов Хакасии, и летом поехать в Межрегиональный литературный лагерь. Очень люблю читать стихи Роберта Рождественского, Эдуарда Асадова, Заболоцкого, Тютчева… Из прозы — Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй и многие другие. Читаю также и философские труды Ницше, Шопенгауэра, Цендровского…

Также интересуюсь особенностями физического развития, тренировочными программами. Изучаю полезное воздействие степ-аэробики, дыхательных практик на организм. И, как любой пользователь, смотрю новости по развитию новых технологий, гаджетов.

— Расскажи, с чего началась в институте научная деятельность и над чем работаешь сейчас?

— В самом начале работы по научно-исследовательской деятельности научный руководитель Сергей Валериевич Бортников предложил тему по переработке кератинсодержащих отходов животноводства, то есть, например, пера и пуха птиц. Полученный продукт, содержащий кератин, можно использовать как белковую добавку в корм сельскохозяйственным животным, а если усовершенствовать технологию, тогда выделенный и очищенный кератин можно использовать в косметической отрасли.

Кроме того, занимался исследованием химической модификации резиновой крошки переработанных изношенных шин. Было предложено добавлять в переработку химические модификаторы, чтобы крошка увеличивалась в размерах. Так, для покрытия, например, спортивных площадок этого сырья потребовалось бы меньше, чем обычно. Да и служить такие покрытия будут дольше.

Изучал способы модификации каменных углей, чтобы из них добывать полезные органические соединения, среди которых — воски, битумы, гуминовые кислоты.

— А что с тем методом, за который вы получили патент?

— Это, скорее, разработка технологии. Способ модификации бентонитовой глины с помощью органического реагента. Мы старались своей технологией не нарушать природность глины, благоприятно воздействовать на ее частицы и хорошее отношение к воде. Почему это важно? Все вытекает из сфер, где можно использовать этот материал: нефте- и газодобыча, очистка пищевых масел, сточных вод и даже почв, создание формовочных смесей (железорудных окатышей). Также возможно применение материала в сельском хозяйстве в качестве кормовых добавок и в производстве удобрений.

Спасибо большое за помощь в работе моим преподавателям: Сергею Валериевичу Бортникову, Галине Алексеевне Горенковой. Отдельно хочу поблагодарить коллегу, Виктора Александровича Голубкова, который сейчас обучается в аспирантуре Красноярского научного центра.

— Давай поговорим немного о творчестве… Как же сочетать такую точную науку с литературой?

— Разница на самом деле не столь велика. Когда я пришел в институт и начал заниматься исследовательской работой, то понял, что в первую очередь нужно собрать хороший и глубокий багаж знаний. По любой науке, будь то химия или литература. И этот багаж поможет в решении конкретных задач. Общая эрудированность в этом вопросе играет меньшую роль, гораздо важней точные знания из твоей сферы деятельности.

Лично про себя скажу, что изучение химии и написание стихотворений, во-первых, ни в коем случае не мешают друг другу и, во-вторых, что самое главное — насыщают друг друга. Так, определенные знания из химии становятся неплохими образами для литературных произведений. А литература в свою очередь дает определенные механизмы мышления, которые бывают очень полезны для генерирования новых идей, гипотез… Таким образом, занимаясь двумя этими разными видами деятельности, ты получаешь как теоретические, так и практические навыки. Важно никогда не останавливаться на достигнутом. Бывает, что стихи не пишутся долго. Себе я это представляю как аккумуляцию новых знаний, впечатлений. Значит, нужно набраться больше эмпирического опыта, чтобы переложить его в новую, более яркую форму.

Пишу, в принципе, о жизни, есть любовная, философская и гражданская лирика, бытовые стихи, зарисовки о природе…

— С какими экологическими проблемами ты как ученый хочешь справиться совсем? В идеале.

— Мысли определенно занимают проблемы углекислого газа в нашей атмосфере. Все эти выбросы очень негативно влияют на экологию. Хорошо, что сейчас создаются карбоновые полигоны, ориентированные на разработку и адаптацию технологий контроля почв и респирации парниковых газов. Меня волнует вот что: можно было бы это сделать, этот процесс, без использования деревьев, а с помощью химии? Кроме того, хотелось бы найти альтернативные источники энергии, не требующие использования невозобновляемых природных ресурсов.

Лично для меня забота об экологии — это забота о той среде, в которой все мы находимся. Для этого нужно рационально использовать ресурсы, восполнять их, если возможно, и существовать не только как потребители, но и как преобразователи мира к лучшему без вреда для него.

Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из личного архива Евгения Ворожцова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *