Публичные слушания по законопроекту об исполнении республиканского бюджета за 2021 год состоятся 19 мая.
Жарких дебатов не предвидится по банальной причине: бюджет исполнен с профицитом. Доходы казны (46,9 млрд) превысили ее расходы (44,8 млрд) на 2,1 млрд рублей. На начало текущего года за республиканским бюджетом не числилась просроченная кредиторка, государственный долг удалось снизить за год на 1,2 млрд рублей, отметил глава Минфина Игорь Тугужеков на заседании президиума Верховного Совета Хакасии.
Как следует из озвученной официальной цифири, закон о республиканском бюджете исполнен безукоризненно, как говорится, без сучка и задоринки. Сомнения традиционно возникают по программной составляющей расходной части бюджета. Насколько эффективным было исполнение 29 государственных программ, общая финансовая составляющая которых должна была составить почти 46 млрд рублей (45 962,9 млн).
По факту на реализацию госпрограмм направлено 44,3 млрд. Впрочем, дело даже не в существенном зазоре между запланированным и фактическим финансовым результатом, а в достижении целевых показателей.
Наиболее ярким примером может послужить государственная программа «Социальная поддержка граждан». По оценке Минфина Хакасии, она исполнена со средним уровнем эффективности – 85,7%. На ее реализацию региональная казна направила 7,2 млрд рублей.
При таких солидных затратах не достигнут один из ключевых целевых показателей: доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума планировалась 17,4%, по факту вышло 20,5%. Насколько не угадали чиновники с динамикой индикатора бедности, можно судить по данным Красноярскстата: в 2020 году доля населения Хакасии с доходами ниже прожиточного минимума составляла 18,5%.
Значительно более весомыми были задуманы затраты региональной казны на развитие здравоохранения Хакасии — почти 10,9 млрд рублей, по факту вышло чуть меньше — 10,7 млрд.
Среди многочисленных целевых индикаторов стоит обратить внимание на смертность от всех причин: вместо 12,1 случаев на 1000 человек 16 летальных исходов. Аналогичная ситуация с младенческой смертностью и показателем смертности среди трудоспособного населения.
Доля охвата населения первичной медико-санитарной помощью должна была составить 40%, фактическое значение целевого показателя – 3,58%.
Между тем, весьма существенное несоответствие запланированного и фактического в этом случае можно списать на ковид. Почему не достигнуты зарплатные целевые показатели остается загадкой. Зарплата доктора должна в 2 раза превысить среднюю заработную плату по региону, по факту не дотянула – 193,3%. Не достигла предусмотренной планки и зарплата медсестры – 99,3%, еще более существенно отстает от среднемесячного дохода от трудовой деятельности заработная плата младшего медперсонала – 87,2%.
По мнению главного финансового ведомства Хакасии, эта государственная программа тоже исполнена со средним уровнем эффективности – 62,5%.
Из 29 государственных программ 16 считаются эффективными, 13 имеют средний уровень эффективности. Для их реализации кабмин аккумулировал солидные финансовые средства (44,3 млрд), а важные для населения республики целевые показатели не достигнуты.