В предстоящую субботу, 12 июня, мы отметим День России. Праздник, который новым назвать не получится — ему нынче уже 19 лет. А поводу к его созданию — подписанию Декларации о государственном суверенитете РСФСР — и того больше, 21 год. Именно 12 июня 1990-го на первом съезде народных депутатов Россия заявила о своей самостоятельности, все еще оставаясь при этом частью рушащегося СССР. Быть может, из-за не самого воодушевляющего повода, а может, по какой другой причине, но День России все еще не стал истинно всенародным. Таким, как Новый год или гендерные 23 Февраля и 8 Марта.

Пушкинский день, имеющий статус всероссийского праздника, был учрежден по указу президента РФ в 1997 году. Дату выбрали просто — день рождения писателя и поэта по новому стилю, 6 июня (26 мая по старому).

«На моей земле, видно, так повелось…»*

* Здесь и далее в подзаголовках использованы цитаты из песни «Мама» рок-группы «Алиса».

Действительно, так повелось на нашей с вами земле, что часть праздников рождена в жесточайших испытаниях российского общества. В войнах, идеологических противостояниях, кризисах и так далее. Судите сами — Рождество пришло на Русь по велению Владимира Красна Солнышка, воеводы которого Путята и Добрыня, судя по летописям, крестили славян-язычников огнем и мечом. Это был период ломки сознания целого народа. А спустя века эксперимент повторил Петр I, борьба которого с консервативной Русью подарила нам такой праздник, как Новый год.

Но что это мы так глубоко копаем? Давайте чуть ближе к нам. 80 лет отмечали, а некоторые продолжают отмечать, 7 Ноября — годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Опять же — это время крушения империи, раскола ее населения на два лагеря, обернувшегося впоследствии Гражданской войной. 9 Мая — при всей моей любви и уважении к этому празднику — знаменует собой еще одну, да, праздничную, но при этом трагическую дату. Победу в Великой Отечественной войне, унесшей миллионы жизней.

И вот День России. Что там на реверсе этой блестящей монеты? А там — крах СССР, Парад суверенитетов, экономическая пропасть, «лихие девяностые». Те, кто постарше, прекрасно помнят, как это было.

Например, как с полок магазинов в одночасье стали исчезать товары: вчера — одно, сегодня — другое, завтра — третье. И даже если есть деньги — не факт, что на них можно хоть что-то купить. И стоят мужички у подъездов, шевеля бровями под одинаковыми формовками, соображая, чем сегодня кормить семьи.

А в это время семьи смотрят по телевизору, как политики делят еще вчера неделимый, могучий Советский Союз. Прямо как в той песенке: «Мы делили апельсин…» И правда — их было много, а он оказался один. Но стоило сползти кожуре экономической стабильности, как дольки советских республик начали очень лихо откусываться наиболее предприимчивыми зверьками (давайте сохраним песенную аналогию до конца): «Эта долька для ежа, эта долька для стрижа…»

Смешно. На самом же деле — ничего смешного. Уже с 1988 года начался «парад суверенитетов». Сначала Прибалтика, потом Закавказье. Россия стала лишь шестой республикой, заявившей о своей независимости. Правда, в составе обновленного — никто так и не понял, в чем именно обновленного — СССР. А еще через полтора года случились Беловежская пуща и Алма-Ата. И с декабря 1991-го корабль России отправился бороздить бескрайнее море демократии, свободной торговли, частной собственности…

Вот только положенную бутылку на счастье о борт сего судна во время схода его со стапелей никто не разбил. Никто не объяснил народу, как жить в этих самых «новых» условиях. Никакой подготовки, никакой вдумчивости и системы. Так, как повелось на нашей земле.

«Время — как река, не воротишь назад…»

Действительно, того, что случилось, сегодня не изменить. Хотя пытались. Путч, расстрел Дома советов. Новая Россия, как могла, отстаивала свои позиции. И отстояла. К добру ли, к худу? Стоило ли рушить СССР? Стало ли действительно жить лучше? Я далек от того, чтобы отвечать на эти вопросы однозначно. Жаль, что распалась огромная страна — как ни крути, наследница Империи. Жаль, что едва не прервалась дней связующая нить, и мы едва не остались без очередной части нашего общего, безусловно великого, прошлого. В начале XX века нас пытались лишить имперской его составляющей, в конце — советской. И настолько истончилась в те сложные годы эта самая нить, что по сей день неведомая пряха-мойра не может сделать ее по-прежнему широкой и крепкой.

И именно в эти дни появился праздник День России — тогда, правда, еще День принятия Декларации о суверенитете РФ. Появился на бумаге, в календаре, но не в людском сознании. Его даже не праздновали толком до недавнего времени. И я даже могу подкинуть версию — почему. Народ так до конца и не простил авторам праздника свое участие в чудовищном эксперименте. Том самом, когда нас, как едва вылупившихся черепашек, пустили в забег к океану, а над головой летают вечно голодные хищники. Кто добежал — тот молодец? Кто не справился — мы сожалеем. Я не против отказа от социализма. Отказ должен был случиться, но почему же с таким античеловеческим характером? Вот потому-то, мне кажется, День России долго не могли воспринимать как праздник.

Но постепенно мы начали оттаивать. Постепенно 12 Июня стало ассоциироваться с чем-то неплохим. Не блестящим, не фееричным, но неплохим. А потом, в 2002-м, празднику дали нынешнее имя, ушли в большинстве своем те, кто участвовал в дележке апельсина, да и жить откровенно стало лучше. В конце концов пришло осознание того, что время идет, его не воротишь назад. А значит, надо жить дальше.

Оттаиваем. И вот уже и отмечать начали — сначала робко, ограничиваясь поздравлениями первых лиц и школьными линейками. Потом все активнее. И вот уже гремят концертные площадки в городах, общественники организовывают флешмобы и автопробеги…

Но все еще не Новый год. Все еще не 8 Марта. Еще не всенародно.

Не все сразу.

Вообще мы сейчас как будто учимся заново любить свою страну. Свою Россию. Вот полюбим окончательно, найдем утраченный национальный стержень, сплетет мойра нить нужной толщины… Тогда и начнем праздновать как положено. Как умеем. С масштабом, с песнями на кухнях и во дворах. А самое главное — с искренним почтением к своей Родине, к своей истории.

С Днем России, сограждане!

Иногда День России по аналогии с праздником в США называют «Днем независимости». На самом деле суверенитет и независимость — не одно и то же. Суверенитет предполагает верховенство государственной власти на территории страны, а также самостоятельность в международных отношениях. А дни независимости в разных странах обычно посвящены основанию государства, отделению от других стран, прекращению оккупации. День независимости России не имеет определенной даты.

Анзор САБАНОВ
Фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *