В предстоящие выходные жители нашей республики будут праздновать Новый год по хакасскому календарю. Чыл пазы — один из главных праздников хакасского народа («Голова года» или «Начало года»).
В современной Хакасии Чыл пазы отмечается с 1994 года в дни весеннего равноденствия, однако история праздника гораздо глубже. Вот что пишет в своих трудах о традициях празднования хакасами Чыл пазы известный ученый-этнограф, доктор исторических наук Виктор БУТАНАЕВ.
Природно-климатические условия Хакасии еще в глубокой древности обусловили формирование особого хозяйственно-культурного типа — кочевого и полукочевого скотоводства и связанных с ним специфического уклада жизни и культурно- бытовых традиций. В этих условиях сложился особый цикл хозяйствования, ход которого определялся по лунному календарю. Начало этого цикла связано с наступлением весны, что и стало отмечаться как праздник Нового года. Название «Чыл пазы» буквально означает «начало года».
Хакасы пользовались системой измерения времени и пространства, созданной еще далекими предками тюрко-монгольских народов Южной Сибири. Во времена Кыргызского государства, как сообщали китайские летописи, население «с помощью двенадцати животных считает годы». Год начинался с периода весеннего равноденствия. Весенний Но вый год, знаменующий начало обновленной жизни, отмечали многие народы Востока.
Жители одного аала всегда встречали Чыл пазы вместе. Каждая семья, даже самая бедная, по мере своих возможностей усердно готовилась к торжеству. Необходимо было справить и надеть новую одежду. До начала Чыл пазы на всей территории аала — в скотных дворах, кошарах, у коновязей, вокруг каждой юрты — весь сор, все нечистое тщательно убиралось и выметалось. Юрту внутри и снаружи очищали от снега, грязи и пыли; снимали войлочное покрывало дымохода и проветривали до тех пор, пока не исчезал запах дыма. Выносили из юрты и перетряхивали постель, одежду, обувь и т. д. При этом соблюдалась одна обязательная формальность — полагалось оставить возле дверей дома, в углу кошары небольшую соринку, чтобы не вымести свою удачу (улус).
Празднование Чыл пазы начинали с прилетом первых птиц, первым кукованием кукушки и растягивали до первых раскатов грома. В день весеннего равноденствия рано утром жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца. Нужно было совершить моление на играющее в утреннем мареве солнце. Молитву произносил почтенный старец, затем возвращались домой. В каждой юрте находились фетиши — изображения почитаемых духов-предков, называемые «теси». Во время праздника Чыл пазы необходимо было совершить ритуальное кормление семейно-родовых тесей. Вероятно, в этом обряде отразилось поклонение воскресающим силам природы.
Затем начинался общий, аальный праздничный пир — «той». Начинались взаимные визиты и угощения. В каждую юрту, богатую или бедную, надо было зайти хотя бы ненадолго. Хозяин, зачерпнув араки небольшой деревянной или фарфоровой чашкой и попросив благополучия для скота, брызгал вино вверх и по сторонам юрты, отливал немного в огонь и выпивал, стряхнув остатки из чашки в огонь. Воздаяние огню делалось, впрочем, во всех случаях, при приготовлении любого кушанья: кусочек мяса, жира, масла сбрасывался в огонь. Следующая чашка араки подавалась по очереди каждому из гостей хозяином на мужской половине, хозяйкой — на женской. Одновременно на столиках появлялось приготовленное заблаговременно угощение, состоящее из пызлаха, сметаны и чая с печеньем.
Во время первого кукования кукушки — «звукового сигнала» начала весны — нельзя выходить утром на улицу натощак. Если услышишь впервые кукушкин голос натощак, то весь год будешь голодным. Поэтому надо обязательно промолвить: «Мин тохпын». («Я сыт».) И кукушка будет обманута.
В мае звучали первые раскаты грома, служившего завершающим вестником наступившего Нового года. При первом громе надо было, обежав три раза по солнцу вокруг юрты, окропить небо и землю айраном и произнести: «Элем-Салам!» («Пусть выйдет Старый год, пусть зайдет Новый год!») Первый весенний гром очищал окружающий мир от нечисти старого года.
Хакасский календарь
Хакасами была создана собственная система измерения времени и пространства. До присоединения к России они пользовались своим календарем. Еще в период Кыргызского государства, как сообщали восточные летописи, население с помощью «двенадцати животных считает годы». Каждый год носил имя определенного животного: мыши, коровы, лисицы, зайца, ящерицы, змеи, лошади, овцы, человека, курицы, собаки, свиньи. Хакасский календарь мало чем отличался от других восточных 12-летних календарей. У каждого народа в 12-летних цикличных календарях названия знаков имеют своих животных. Если в китайском и японском календарях есть год Тигра, то в калмыцком — Барса, в хакасском — Лисицы. Если в хакасском календаре есть год Ящерицы, то во всех других перечисленных календарях этот год будет годом Дракона. Несущественные различия есть и в таких названиях: год Коровы в хакасском и год Быка в остальных восточных календарях, год Овцы или Козы и т. д. Одинаково у всех народов называются годы под знаками Лошади, Собаки, Змеи. Как видно из сравнительного анализа, у восточных календарей — китайского, японского, калмыцкого, хакасского — наблюдается большое сходство. Из этого можно сделать вывод о том, что хакасам, бесспорно, были известны двенадцать типичных характеров Восточного гороскопа, основывающегося на 12-летнем цикличном лунном календаре, согласно которому человек, рожденный в том или ином году, получает ряд врожденных свойств, в зависимости от которых и складывается его судьба.
Хакасский 12-летний цикличный календарь начинается с года Мыши. Следующий за ним — год Коровы, «iнек чылы», который и наступит у нас в предстоящее мартовское равноденствие. Люди, родившиеся в год Коровы, полностью соответствуют названию года. Это настоящие труженики, приносящие благополучие в семью. В силу своей открытости, доброты душевной умеют расположить к себе других. Они терпеливы, медлительны, сдержанны. Приняв какое-либо решение, чаще ошибочное, они стараются не отступать, что приводит порой к разногласиям и спорам. Несмотря на свою некую неповоротливость, они обладают оригинальным умом. За видимым спокойствием скрывается порой необузданный, вспыльчивый характер, поэтому они не терпят каких-либо возражений. Могут быть добросовестными руководителями, но слабо воспринимающими нововведения, склонны к устоявшимся традициям. Особые способности проявляются в сельском хозяйстве. Женщины этого года рождения в основном хорошие и внимательные хозяйки, любящие заниматься семейными делами. Это нежные и чувствительные натуры, умеющие воспитывать детей. Юные годы пройдут ровно, затем могут встретиться серьезные сложности, но если их преодолеть, то в преклонном возрасте ожидает спокойная жизнь. Счастливыми бывают дети, родившиеся с марта по ноябрь.
Год в хакасском календаре начинался с периода весеннего равноденствия. Хакасская система счета времени фиксировала короткие промежутки светового дня, суточный период, месяцы и лунные годы. Хакасы пользовались лунным календарем, в котором начало календарного месяца соответствовало моментам новолуний. Таким образом, хакасы в результате многовекового наблюдения за небесными светилами выявили закономерности их движения, которые послужили созданию у них лунно-солнечного календаря.
Праздник 2021 года
В 2021 году празднование Нового года по хакасскому календарю «Чыл пазы» начнется вечером 19 марта и продолжится на следующий день, 20 марта, в центре Абакана, на территории сквера Центра культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева. В программе празднования: поздравления Главы Хакасии и Совета старейшин, традиционные хакасские обряды: сожжение черных чала ма, поклонение огню и священной березе, театрализованный пролог, концерты творческих коллективов цент ра культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева и артистов Хакасской республиканской филармонии им. В.Г. Чаптыкова. На празднике также наградят участников онлайн-конкурсов из муниципальных образований Хакасии. Пройдут выставки-презентации муниципальных образований, выставки блюд хакасской кухни, сувенирной и сельскохозяйственной продукции, а также спортивная и детская игровая площадки продолжат работу, сообщает пресс-служба Министерства культуры РХ.
(Материал составлен с использованием работ доктора исторических наук, профессора В.Я. БУТАНАЕВА.)
Подготовила
Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из открытых источников