Как живописца этого человека нам еще предстоит открывать. Как педагог он известен не одному поколению начинающих художников. Марат Константинович БУРНАКОВ — преподаватель Абаканской детской художественной школы им. Д.И. Каратанова. В этом учебном заведении, которое когда-то окончил и сам, он работает более тридцати лет. Также в его творческом багаже есть и персональные выставки. Сегодня Марат Бурнаков — герой нашей публикации.
Прикосновение к творчеству
Сосредоточенная на постижении мастерства атмосфера царит в классе. Здесь учатся дети, объединенные творческой задачей — освоить рисунок. Роль педагога — помочь им в этом, научить видеть и правильно переносить изображение предмета на бумагу. А затем для написания картин находить интересные сюжеты в окружающем мире. Но особенно важно постоянно поддерживать интерес ученика к таким кропотливым занятиям.
Когда-то и сам Марат Бурнаков приходил в такой же класс на уроки. Это было в снесенном уже старом здании абаканской школы номер 11, где в 70-х годах прошлого столетия располагалась городская художка. Мальчишка буквально бежал на занятия. Ему нравилось всё: и преподаватели, и однокашники, и сами уроки. Марат осваивал азы живописи с огромным увлечением. Вспоминает, как впервые переступил порог художественной школы: «Федор Ефимович Пронских — это первый директор школы, он повел меня куда-то в класс, а там Александр Доможаков урок живописи вел. Все уже здорово рисуют, цвета смешивают. Я посмотрел: так мне всё понравилось! Это был первый опыт. Понравилось, как он вел занятия, по истории искусств очень интересно было».
Александр Доможаков — знаменитый хакасский художник, неординарная творческая личность с оригинальным стилем и философией. Через изобразительный язык предков и собственное видение, впервые открыв персональную выставку в 1991 году, Доможаков возродил утраченные духовные ценности своего народа. Поучиться, хотя и недолго, у такого уникального художника — большая удача. Подарок судьбы для Марата Константиновича и встреча с Федором Ефимовичем Пронских. Сначала — как с педагогом. Затем он заменил Бурнакову отца: последние 17 лет своей жизни Федор Ефимович был гражданским супругом Евдокии Андреевны Бурнаковой — матери Марата.
Федор Пронских известен в нашей республике как основатель Абаканской картинной галереи, которая теперь носит его имя. Несколько тысяч живописных полотен, графических, скульптурных работ насчитывают сегодня ее фонды. Здесь собрано творчество художников не только из Хакасии, но и из многих уголков России. Всем этим культурным богатством Абакан обязан прежде всего одному человеку. Этому же человеку Марат Бурнаков обязан трепетной любовью к процессу создания картины. Ведь именно Федор Ефимович пристрастил его к работе над этюдами. Просто открыть этюдник в каком-то месте, посмотреть кругом, выдавить краски, начать это действие — как ритуал. И душа наполняется красотой…
Истоки
Марат Бурнаков родился в Новосибирске. Отец работал геодезистом, постоянно ездил в экспедиции, например в Читинскую область. Нередко, еще дошкольником, в такие поездки родители брали и Марата. С тех пор он полюбил походы, ночевки в палатке, песни у костра. Это напоминает ему о беззаботном, счастливом детстве, об отце, которого рано потерял. Марату было всего 10 лет, когда трагически и нелепо погиб отец. Поэтому их с братом воспитывала мама, Евдокия Андреевна, по профессии музыкант.
Когда она окончила учебу в Улан-Удэнском институте искусств, семья вернулась на свою историческую родину, в Хакасию. Поселились в Абакане, поскольку работала Евдокия Бурнакова преподавателем в музыкальном училище. Именно мама когда-то за руку повела Марата в художественную школу, чтобы мальчишка после закрытия его любимого фотокружка не остался без дела. Именно мама с раннего детства обеспечивала сыну творческий простор: еще когда они жили в Улан-Удэ, ему специально выделили двери, чтобы мальчишка рисовал на них мелом.
А еще перед его глазами был пример родного дяди — профессионального художника, выпускника Академии художеств СССР им. И.Е. Репина Михаила Бурнакова. По возвращении из Улан-Удэ в Абакан на первое время семья даже поселилась у знаменитого живописца. Марат с интересом наблюдал за тем, как работает Михаил Андреевич, его привлекали и все эти кисти, дощечки для растирания красок. Но значение дяди как художника он осознал позже, когда учился у Федора Ефимовича Пронских.
Сравнивать художников Бурнаковых — Михаила и Марата — не стоит. У каждого свой почерк. Хотя есть и общее — преданность живописцев маленьким селам Лырсы, Усть-Чуль, Верхняя Тёя в Аскизском районе, откуда родом знаменитый дядя, а также мама Марата и его отец. Эти места запечатлены на картинах обоих художников.
Живопись требует какого— то внутреннего содержания. И когда человек не эффектно динамичный, активный — это благоприятно. В данном смысле, по мнению коллег, характер Марата Бурнакова легко ложится на творческую почву. Он пишет пейзажи небольшого размера, камерные, с каким-то своим специфическим взглядом, которого нет у других. Во всем его внутренняя струнка присутствует, и это достоинство художника.
Профессия
Марат Бурнаков окончил Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова. Он поступил туда еще до армии, в 1984 году. Затем ушел служить. Попал в Приморье, в самоходную артиллерию. Там ему посоветовали: не признавайся, что умеешь рисовать, а то сутками будешь писарем работать да красные уголки оформлять, с улыбкой рассказывает Марат Константинович. Но скрыть талант не удалось: в личном деле значилось, что в солдатские казармы новобранец прибыл из художественного училища.
В учебке был смешной случай с одним майором. Он посмотрел на Марата: «А, художник! Ну, пойдем, я тебе кисточку дам!» Заводит новобранца в умывальник и говорит: «Надо покрасить здесь известкой всё, и красиво. Ты же художник!»
После службы в армии Марат Бурнаков вернулся на учебу. По окончании Суриковского училища в Красноярске он приехал работать в родную художественную школу в Абакане. И трудится здесь беспрерывно с 1990 года. Он не только преподает, но и стал завучем школы — Марат Константинович еще окончил Хакасский госуниверситет.
Бурнаков пишет в технике лессировочной живописи. Такое наложение прозрачных слоев краски друг на друга позволяет получать более глубокие цвета и разнообразные оттенки. Лессировка обеспечивает богатый колорит, краски выглядят насыщеннее и ярче, тени глубже, а картины прозрачней. Однако этот метод, активно применявшийся художниками 19-го — начала 20-го веков, требует внутренней сосредоточенности и большого терпения. Картины нашего героя чистые и легкие, как мечты. Они похожи на воспоминания, в которых стирается негативное, но остается хорошее и светлое. Именно в этом особое очарование творчества Марата Бурнакова.
Художник мог бы написать немало внушительных полотен самых разных жанров. У него всё для этого есть: и мастерство, и талант, и внутреннее содержание. Но большую часть своей души он отдает начинающим художникам. При— чем всех возрастов. Бурнаков буквально живет в школе, с утра ведет уроки у детей, а вечером еще и занимается со взрослыми. В итоге все, от мала до велика, его ученики.
«Природа меня поражает, — говорит Марат Константинович. — Сколько там цветов! Любой цветочек, он эти краски откуда-то берет! Художник — с палитры, а он, маленький, откуда сам так приукрасился? Где в этой серой земле нашел эти цвета?»
Свою задачу как художника Марат Бурнаков видит в необходимости запечатлеть родину своих предков. Всё те же Лырсы, Усть-Чуль, Верхняя Тёя, что живут в его памяти с детства. Там он выучил и хакасский язык. Многое с тех пор изменилось, но его внутренний взор хранит деревеньки и степи в неизменном виде. Художник выплескивает свои воспоминания на холст. И тогда дорогие сердцу места уже не затеряются в потоке меняющегося времени.
Галина ОВЧАРЕНКО
Фото из открытых источников