В честь 35-й годовщины со дня аварии на Чернобыльской АЭС в Абакане вышла книга «Чернобыльская АЭС. Катастрофа. Труд. Подвиг». Ее автор — житель нашего города, ликвидатор аварии Александр Шахрай. В 1986 году он первый из Абаканского военного гарнизона поехал в Припять. Воспоминания об этом, а также другие реальные истории людей, спасших мир от смертельного атома, опубликованы в издании. Как рассказывает Александр Александрович, двадцать лет он собирал материалы, записывал биографии и уверен, что сегодня книга — больше, чем просто напечатанная рукопись: это послание будущим поколениям — правдивое и героическое.
Коварный атом
Мы встречаемся с нашими героями в офисе хакасской республиканской общественной организации «Союз “Чернобыль”». Ранее участниками объединения были порядка пятисот человек, сегодня всего около двухсот. Время забирает людей, доза радиации, полученная на ликвидации аварии Чернобыльской АЭС, как бомба замедленного действия, губит человека изнутри, а порой влияет и на детей. Так случилось однажды с мужем председателя организации — Людмилы Викторовны Васильевой.
— По окончании служебной командировки в Монголию мой муж был направлен для прохождения службы в Абаканский гарнизон. Однажды он приходит домой и говорит, что уезжает в срочную командировку, — делится воспоминаниями Людмила Васильевна. — Для меня, как для жены военного, это было обычное дело… На мой вопрос «Куда уезжаешь?» Саша ответил шуткой: «Военная тайна». В своих письмах он не сообщал, где находится. Муж писал, что все хорошо, беспокоился о семье, передавал привет детям, родным и знакомым. Через несколько месяцев я узнала, что он был в Чернобыле, а потом лежал в военном госпитале в Москве.
Александр Геннадьевич Васильев вернулся домой изможденным стариком. В руках не мог держать даже кусочек хлеба. После аварии он прожил 15 лет. Долгие годы ушли на восстановление здоровья, но последствия радиации все же остались. Людмила Викторовна вспоминает, как после смерти мужа она долго ходила по инстанциям, доказывала, что причиной гибели стало именно радиационное отравление организма.
Ни слова выдумки
Двадцать лет Александр Александрович Шахрай собирал материал для книги. Здесь воспоминания его друзей-героев — ликвидаторов аварии, а также многих людей, которые однажды отправились спасать мир от смертельного излучения. Уникальность книги в том, что это реальные истории, ни слова художественного вымысла. Сейчас, говорит Александр Александрович, тема Чернобыльской катастрофы очень популярна. Снимаются фильмы, видеоролики. Но не в каждом можно найти правду.
— Я официально заявляю, что водку нам не давали, в некоторых фильмах, особенно в американских, можно встретить кадры, где ликвидаторов спаивали… Это не так! — рассказывает Александр Шахрай. — Наши военнослужащие работали самоотверженно. Вначале на всех не хватало индивидуальных дозиметров, поэтому при работе на определенном месте всем ставили усредненные показатели облучения, старались не допускать переоблучения личного состава. После возвращения с объекта принимали душ, хотя воинская часть стояла в поле — баня работала постоянно… А еще в нас, воинов-сибиряков, очень верили, возлагали надежды, знали, что мы не подведем… Как и тогда, в Великую Отечественную войну.
Александр Александрович первый из Абаканского военного гарнизона отправился в Припять. В командировке был ровно три месяца. Он увидел пустой город, дома, которые спешно покинули люди. Были и те, кто не хотел уезжать и живет там до сих пор…
— Неприятное чувство возникало при проезде покинутых деревень. С виду целые, не разрушенные дома, ухоженные дворики, буйство зелени в садах, поспевает урожай фруктов… Но все обнесено колючей проволокой, и на каждом столбе желтая надпись: «Внимание, заражено!», — вспоминает Александр Александрович.
Память вне политики
Старший прапорщик запаса Александр Шахрай совершил 10 выездов в составе команд на проведение дезактивационных работ в районе 3-го и 4-го энергоблоков, а также участвовал в вырубке и захоронении «рыжего леса». «Рыжий лес» — массив деревьев, прилегающих к Чернобыльской АЭС, принявших на себя наибольшую долю выброса радиоактивной пыли во время взрыва реактора. Название происходит от рыжего цвета сосен после того, как они погибли из-за поглощения высокого уровня радиации от катастрофы 26 апреля 1986 года. Во время операций по очистке после катастрофы «Рыжий лес» был снесен и захоронен в «кладбищах отходов». Место «Рыжего леса» остается одним из самых загрязненных районов в мире и сегодня. Александр Александрович говорит, что много лет подряд российские ликвидаторы Чернобыльской аварии встречались со своими коллегами на Украине, рядом с монументом на городской площади в Припяти. Сейчас такой возможности нет… «Политика», — разводят руками члены организации. Поэтому так важна память — как послание будущим поколениям:
— Вы знаете, это не только стремление вспомнить историю случившегося, но и желание преклонить голову перед людьми, которые вынесли на своих плечах ту страшную беду…
Книга называется «Чернобыльская АЭС. Катастрофа. Труд. Подвиг». Издание тиражом 300 экземпляров подарят ликвидаторам аварии, передадут в школьные библиотеки и музеи Хакасии. А 26 апреля в Абакане, в сквере рядом с памятником ликвидаторам Чернобыльской аварии, состоится митинг памяти, затем его участники посадят деревья — как символ продолжающейся жизни.
Дарья КАЗАК