Рубрика: Сохраняя традиции

«Данный самоучитель игре на чатхане (или на другом хакасском музыкальном инструменте) уникален, аналогов попросту нет. Думаю, что подобных разработок, которые продвигали бы культуру народов Хакасии, должно стать больше», – рассказывает автор разработки, выпускница Инженерно-технологического института ХГУ им. Н.Ф. Катанова Владлена ТОКОЯКОВА. Об идее и процессе создания самоучителя, при помощи которого освоить чатхан сможет любой желающий, в нашей беседе с Владленой.

Техзадание на практике

Владлена, поздравляю с получением диплома. Интересно, как человек с техническим образованием вдруг заинтересовался музыкальным искусством?

– Благодарю за поздравление. Да, теперь, согласно диплому, моя специальность – «информатика и вычислительная техника», профиль – «программное обеспечение средств вычислительной техники автоматизированных систем». А насчет искусства не скажу, что вдруг. В школьные годы я занималась в Детской школе искусств, училась рисовать. Мне это очень нравилось, но всё же дальнейшую жизнь хотела связать с точными науками, склад мышления у меня такой. В 11-м классе решила поступать в Инженерно-технологический институт, чему сегодня очень рада.

Как тебе пришла идея создания самоучителя? У него есть название?

– На самом деле я ничего сама не придумывала. Это было моим техническим заданием во время прохождения преддипломной практики в Республиканском методическом центре. Мне показали пример, на который следовало ориентироваться, и рассказали, что нужно дополнительно разработать. Плюс в организации была возможность не просто сделать какой-то сайт, а опробовать разработку на практике. Тема получилась творческая, было вдвойне интересно работать. Кроме того, мне самой очень нравится постоянно учиться чему-то новому, а тут поручили разработку самоучителя. То есть всё сошлось. Цель проекта – прежде всего популяризация творчества, культурного наследия Хакасии. Я тщательно проанализировала сайты других самоучителей, изучила вопрос. Далее наступил процесс проектирования: строились модели, прототипы того, что будет на сайте. После этого уже начался процесс реализации, когда писался программный код. В завершение работы прошло минимальное тестирование.

Названия у сайта нет. На главной странице написано, что это самоучитель по игре на чатхане. В процессе работы нам посоветовали сделать логотип сайта. Тогда я придумала написать слово «чатхан» по-английски на белом фоне.

Для связи с корнями

Почему популяризация культурного наследия – это так важно?

– История нас учит, что вследствие кризисной ситуации в общественной жизни, да и просто из-за переоценки ценностей у людей происходит упадок духовности. Из-за этого, собственно, и возникает необходимость развивать культурную основу в личности человека посредством изучения искусства: музыкального, художественного, а еще фольклора или языка, например хакасского. Всё это помогает человеку ощутить свою принадлежность к своему народу, его корням.

Что пользователь может увидеть на сайте?

– На главной странице, кроме названия, логотипа, пользователи увидят блоки с уроками, то есть теоретические, а ниже и практические уроки. Также представлены упражнения – ноты для самостоятельного освоения. Ниже расположены видеоуроки. Переход между страницами (блоками) сайта достаточно прост и понятен. Разумеется, во время изучения уроков могут возникать трудности, вопросы. Ученики могут писать комментарии, задавать вопросы, но, чтобы эта функция была доступна, необходимо зарегистрироваться на сайте. Это не займет много времени. Сначала пользователю нужно прочитать теоретическую часть, потом можно будет переходить к практической части и видеоурокам. Уроки, которые есть на сайте, подойдут всем – и детям, и взрослым. Главное – это желание.

Что было наиболее сложным в работе? Что задумывалось, то в итоге и получилось?

– Сложнее всего, наверное, было искать информацию. То есть само определение чатхана, его историю можно найти на сайтах музеев. А вот теоретическую информацию по обучению удалось обнаружить в библиотеке музыкального колледжа. Там я нашла сборник нот, а также методичку, где буквально поэтапно были расписаны уроки игры на чатхане. Но тут возникла новая проблема – она была на хакасском языке. Пришлось искать переводчика. Помог педагог Хакасской национальной гимназии Леонид Карачаков. Всю необходимую информацию он перевел очень быстро. Конечно, не все слова с хакасского можно было перевести на русский, по этой причине в тексте были ошибки, но эти моменты удалось исправить.

На самом деле я не строила каких-то планов насчет того, каким должен получиться сайт, ведь на руках было четкое техническое задание и рекомендации от Республиканского методического центра. Однако по итогу я довольна полученным результатом – и с технической стороны, и с точки зрения наполненности.

Кто из преподавателей института курировал проект как научный руководитель?

– Моим научным руководителем был Олег Валентинович Артюшкин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры цифровых технологий и дизайна. Как наставник он проверял качество пояснительной записки, а уже с процессом проектирования и реализации проекта помогала Инна Валериевна Янченко – заведующая кафедрой программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем.

На защите диплома, так как этот проект был моей выпускной квалификационной работой, комиссия положительно отнеслась к идее, хотя больше оценивала именно техническую сторону проекта, то есть сам сайт.

Кому – учитель, а кому – самоучитель

Владлена, у многих читателей, наверное, возникнет следующий вопрос: не лучше ли, когда уроки очно дает опытный музыкант, знающий инструмент? Ведьподобное самообучение может и не дать результатов.

– Соглашусь, что в большинстве случаев лучше обращаться к педагогам лично, если хотите что-то освоить. Но тут важно учитывать и особенности, и предпочтения самого человека. Кто-то не может или не любит заниматься лично с педагогом или в группе. К тому же на очные занятия всегда нужно находить время. А самоучитель тем и хорош, что к нему можно обратиться в любое удобное время¸ заниматься в собственном режиме и темпе.

Где можно будет найти сайт с самоучителем? Ты будешь продолжать курировать его работу или сайт станет самостоятельным и появится в общем доступе?

– В данный момент сайт пока на стадии рассмотрения в Республиканском методическом центре. Если данную работу одобрят, то я считаю, будет лучше доработку доверить профессионалам в сфере разработки, так как я сама не во всех аспектах смогу разобраться. Важно, чтобы теоретическая часть содержала полную информацию, видеоуроки стоит перезаписать с более качественной картинкой и звуком. Да и сейчас после окончания института хочу найти такую работу, чтобы работать с программным обеспечением, базами данных. Но и для творчества, надеюсь, время останется.

Беседовала Анастасия СПАЛЕВИЧ

Фото из личного архива Владлены Токояковой