В минувший Год хакасского языка и 2021-й — Год хакасского эпоса в республике уделяется особое внимание вопросам сохранения и развития второго государственного языка в регионе и национальной культуры в целом. В системе образования Абакана работе в данном направлении традиционно уделялось пристальное внимание — подтверждением этого служат успехи педагогов и их воспитанников на конкурсах самого разного уровня, в том числе и международного. Однако особо значимо признание профессиональных успехов абаканских педагогов со стороны Совета старейшин хакасского народа. Так, в марте на республиканском празднике «Чыл пазы» высокой награды от Совета старейшин — присвоения почетного звания «Человек года» удостоена учитель хакасского языка и литературы школы № 24 Абакана Олеся УЛУГБАШЕВА.

Звания «Человек года» Олеся Илларионовна, по мнению членов президиума Совета старейшин хакасского народа, удостоена за большой вклад в дело сохранения и популяризации хакасского языка, многолетнее приобщение детей к национальной культуре и традициям.

— Безусловно, столь высокая общественная награда значима для меня, дарит чувство гордости — даже не столько в личном плане, а скорее за то, что в республике таким образом поднимают престиж профессии учителя хакасского языка, понимают, насколько важен наш труд для будущих поколений. Специально к награде мы не идем — просто работаем с детьми, ежедневно стремимся к высоким результатам: чтобы наши дети как можно лучше говорили на родном языке, — делится впечатлениями педагог.

Стоит отметить, что данная награда в копилке профессиональных достижений Олеси Илларионовны, конечно же, не первая — разговорному хакасскому языку и приобщению абаканских школьников к родной культуре в целом педагог отдает, без преувеличения, все свои силы и время на протяжении 24 лет. Среди недавних достижений учителя — победы на всероссийском и международном уровнях в конкурсах «Педагогический горизонт — 2020», конкурсе лучших практик «Языки и культура народов России: сохранение и развитие», конкурсе «Учитель языка предков» и т. д., отмечена Олеся Илларионовна и благодарностью Главы Хакасии. Перечислять все ее победы нет необходимости — просто каждая из них в очередной раз подтверждала, что Олеся Улугбашева — тот счастливый человек, для которого профессиональная деятельность и жизненное увлечение совпали: передать детям знание и любовь к родному хакасскому языку, чтобы родная речь была для школьников не просто предметом изучения, по которому хорошо бы получать «отлично», а непосредственно языком общения. И такие дети среди учеников Олеси Илларионовны есть — победители конкурсов и научно-практических конференций также самого высокого уровня (международного), а главное — свободно владеющие родным языком.

Столь трепетное отношение к родному для себя хакасскому языку, по словам моей собеседницы, сформировалось у нее в раннем детстве — на примере мамы, учителя русского, хакасского языков и литературы Усть-Чульской школы, педагога с 45-летним стажем Татьяны Тюмерековой. Кстати, мама Олеси Илларионовны преподает и сегодня.

— К окончанию школы вопроса про выбор профессии я себе не задавала, даже другого варианта для себя не представляла — буду, как мама, преподавать хакасский язык и литературу. Поступила на факультет национальных школ Абаканского пединститута, оканчивала уже ХГУ им. Н.Ф. Катанова. По окончании вуза в 1996 году пришла молодым специалистом в школу № 24, с тех пор так тут и работаю, — рассказывает о своем профессиональном пути педагог.

В 1990-е годы в школах Абакана только начинала формироваться современная система преподавания хакасского языка, так что не будет преувеличением сказать, что молодой педагог Олеся Улугбашева и ее старшие коллеги Евдокия Толмачева и Инна Душинина стояли у истоков этой системы.

— Мне, как человеку, выросшему в хакасском селе, а затем и учившемуся в вузе, где все свободно владели языком, было удивительно, что ученики городской школы № 24, дети из хакасских семей, не владеют родным языком. Было достаточно сложно работать в таких условиях. Еще я обратила внимание, что дети, не владеющие языком в устной речи, писали диктанты на хорошие оценки, а те ребятишки, кто свободно мог общаться на хакасском, в письменных работах допускали много ошибок. Мне было интересно, почему так происходит? Дело в том, что хакасский язык мы тогда преподавали по методике английского — кто из ребятишек тщательно запоминал правила литературного хакасского, те хорошо справлялись с письменными заданиями. При этом говорить на языке они так и не научились. Сегодня мы уже отошли от данной методики и стараемся использовать другой подход: наша главная задача, наоборот, научить ребенка свободной речи, коммуникации, — делится наблюдениями учитель.

Стоит отметить, что моя собеседница сегодня осуществляет эффективное методическое сопровождение учителей хакасского языка всего Абакана — как руководитель Городского методического объединения учителей хакасского языка, также Олеся Илларионовна является членом Ассоциации учителей хакасского языка и литературы республики. Олеся Улугбашева является и соавтором учебного пособия по хакасскому языку для учеников 1–4-х классов.

— Несмотря на то, что сегодня у нас, педагогов, имеется в распоряжении все необходимое методическое обеспечение, у детей — много литературы, не только учебной, но и художественной, много проводится в городе и республике самого разного рода мероприятий для популяризации языка, уровень владения хакасским среди школьников и молодежи, к сожалению, снижается. Все идет из семьи: дома с детьми родители общаются на русском, со сверстниками в школе, во дворе и на секциях — также на русском. Если с ребенком не разговаривать на хакасском в повседневной жизни, то родной язык для него так и останется лишь предметом школьной программы — как бы ни старались педагоги. Поэтому мы и призываем родителей: разговаривайте дома с детьми на хакасском, на русском языке они имеют возможность общаться везде, хакасской же среды, к сожалению, нет, и ее нужно создать дома. Могу привести пример собственных сыновей: наша семья жила в Абакане, а в детский сад оба мои сына пошли, совсем не зная русского языка, так как дома все общение у нас было исключительно на хакасском. Русский язык в садике они начали понимать через неделю, впоследствии очень быстро им овладели на свободном уровне и сегодня могут общаться на обоих языках одинаково, — рассказывает Олеся Илларионовна.

Хакасский язык в школе № 24 изучается как предмет, более того, сформированы хакасские классы, что помогает не только в деле изучения языка, но и создания соответствующей среды, более глубокого приобщения к родной культуре в целом. Причем, что интересно, в хакасских классах учатся и дети из тувинских, алтайских семей, что, по словам Олеси Илларионовны, позволяет на практике реализовывать диалог тюркских культур по самым разным темам. Интересуюсь у педагога, как удается сохранить мотивацию к изучению языка у учеников средней школы: ученикам начальной, как правило, интересно все, а вот более старшие дети уже не так любознательны.

— Мотивации самые разные: во-первых, мы объясняем ребятам практическую пользу знания хакасского — можно понимать многие другие тюркские языки; во-вторых, многие дети хотят поступить в национальную гимназию, а изучение языка как предмета дает претендентам дополнительные 5 баллов при вступительных испытаниях. Также мы воспитываем у учеников средних классов чувство патриотизма — объясняем им, как важно знать свой родной язык, правда, некоторым прививать патриотизм и не требуется — есть такие ребята со стержнем, которые искренне убеждены, что просто обязаны знать язык своих предков. Инструменты сегодня мы используем, интересные со-временным подросткам: проводим не-обычные уроки, конкурсы, пишем проекты, озвучиваем интересные для их возраста фильмы и мультфильмы на хакасском языке. Одним словом, стараемся идти в ногу со временем, — улыбаясь, отвечает на мой вопрос опытный учитель.

Олеся Улугбашева уверена, что успех педагога — это достижения его учеников, в них она видит свое продолжение. Среди учеников Олеси Илларионовны есть дети, желающие по примеру своего педагога посвятить свою жизнь развитию родного хакасского языка. Это ли не счастье для учителя?

— Наверное, можно назвать меня счастливым человеком: я нашла свое место в жизни, люблю дело, которым занимаюсь, и оно по-прежнему меня вдохновляет на новые свершения, — завершает нашу беседу «Человек года» Олеся Улугбашева.

Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из архива Олеси Улугбашевой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *