Минувшая неделя на городском телеканале ознаменовалась премьерой. В эфир вышел первый выпуск программы «Сделано в Абакане». Проект целиком и полностью посвящен тематике нового старта для малого и среднего бизнеса в нашем городе, взаимодействию деловой среды с муниципальной и региональной властями. Эти и другие вопросы обсуждаем с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Хакасии Василием КУДАШКИНЫМ.

— Василий Владимирович, давайте сначала посмотрим на ситуацию в целом, образно выражаясь, с высоты птичьего полета. Прирастает ли МСП по численности? И если да, то что послужило импульсом, точкой отсчета для такой активизации?

— Вот смотрите, если говорить о Хакасии, то у нас порядка 16 тысяч предпринимателей. Их число за минувший год приросло на полтысячи человек, несмотря на пандемию. Плюс — 9 тысяч самозанятых, а в целом в секторе малого и среднего бизнеса трудоустроены около 60 тысяч человек — это каждый третий житель республики. Абакан недаром называют городом предпринимателей. И мы видим, что бизнес в республиканской столице растет и развивается. Один из положительных эффектов от этого — он пополняет бюджет. В целом по Хакасии по упрощенной системе налогообложения за 2020 год сборы составили примерно 900 млн рублей, а за за 2021-й — полтора миллиарда. Это существенные цифры. Причем мы должны понимать, что 60% предприятий МСП находятся именно в Абакане.

— Вопрос о санкциях. Среди экономистов существуют диаметрально противоположные мнения. Одни считают, что санкции скорее вредят экономике, потому что уходят поставщики комплектующих, логистика летит в тартарары и так далее. Другие уверены: санкции подталкивают нас к тому, чтобы наша экономика прочно встала на собственные рельсы… Какая из этих точек зрения вам ближе?

— Я отвечу на ваш вопрос народной мудростью: «Нет худа без добра». И наоборот. Единственное, что могу сказать с уверенностью, сейчас самое время для реализации своих возможностей. Государство повернулось к бизнесу, мы действуем совместно. Абакан, у которого — единственный в республике Фонд поддержки предпринимательства, и здесь «впереди планеты всей». К примеру, недавно (после двухлетнего перерыва. — Ред.), городской Инвестсовет рассмотрел два инвестиционных проекта, заявленных на поддержку из муниципальной казны…

— Извините за скепсис, но почему заявки только две? Ведь, насколько нам известно, условия поддержки очень привлекательны: город готов возместить предпринимателю часть процентов по действующему кредиту или договору лизинга. Так в чем дело? Люди отвыкли или настолько инертны?

— Я думаю, дело просто в недостаточной информированности. Вряд ли бизнес откажется от помощи… Бывает, что предприниматель боится лишней отчетности, но, на мой взгляд, это заблуждение.

— А чем готова республика поддержать бизнес в условиях антироссийских санкций?

— Остановлюсь на самых доступных и распространенных мерах поддержки. Во-первых, введен мораторий на плановые проверки МСП…

— То есть «кошмарить» не будут? А ведь еще когда об этом заговорили!

— Ну да, со стороны контрольно-надзорной деятельности определенные подвижки есть. Второе — поддержка определенных отраслей. Допустим, IT. Для тех, кто такой деятельностью занимается, ввели беспрецедентные налоговые льготы…

— У нас в регионе много представителей этого бизнеса?

— Как минимум, двести человек. Есть и те, кто занимается программным сопровождением, и те, кто разрабатывает программное обеспечение и сайты для конкретных предприятий… Несколько слов хочу добавить о республиканском центре «Мой бизнес». Там находится микрокредитная организация, гарантийный фонд. Они предлагают довольно-таки дешевые средства, особенно Фонд развития промышленности — там ставка от 1 до 5 %. И на развитие агропромышленности кредит сегодня можно получить также под 5%. Сравните условия с ипотекой и автокредитом! Вместе с тем, остается препятствие для дальнейшего развития — это разобщенность малого и среднего бизнеса. Нужны взаимодействие и кооперация.

— Что вы имеете в виду? Поясните, пожалуйста, на примерах.

— Поясню. По моему глубокому убеждению, нам нужна многоукладная экономика. Я — за любую форму собственности, и пусть они конкурируют между собой. Колхозы, совхозы, артели, крестьянско-фермерские хозяйства, ООО… Идеология здесь ни при чем, главный показатель — эффективность предприятия. Но конкуренция должна быть честной и добросовестной.

— Но ведь никто не отменял возможность поглощения малых форм бизнеса большими — таковы законы рынка. К примеру, те же фермеры в России — будем честны — не могут состязаться с крупными агрохолдингами. Но есть страны, где фермерство веками процветает. Вы изучали их опыт?

— Изучали. Один из глав КФХ из Хакасии ездил лет пять назад в Голландию. Там везде кооперативы, и ни один фермер не работает в одиночку. Стоимость закупки своей продукции он знает заранее, так же как и размер прибыли. То есть вся система наперед выстроена у них, в том числе спрогнозирован сбыт. У нас пока не так. Но сейчас российское правительство объявило о создании крупных логистических центров для оптовой торговли. Думаю, появятся нужные решения. Я в этом смысле оптимист. Ну, и вообще товаропроизводителям начали уделять пристальное внимание.

— И один из примеров такой поддержки — это поддержка информационная. «Абакан 24» запустил проект, который знакомит абаканцев и других жителей Хакасии с продукцией МСП нашего города.

— Мне бы хотелось сказать за это огромное спасибо и вашему телеканалу, и администрации Абакана. Я всегда ратую за диалог бизнеса и власти.

Беседовала
Елена ЛОБАНОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *