Не бывает ситуаций или случаев, когда физическое насилие со стороны взрослого человека по отношению к ребенку было бы уместно, оправданно или являлось единственно верным. Случается, что взрослый не справляется со своей родительской ролью, но это не дает ему права применять физические наказания.
Бить детей — значит признаться в собственной родительской несостоятельности. Причина, по которой ребенка бьют родители, кроется в отсутствии психологической зрелости, недостатке знаний, терпения и родительской компетентности, чтобы научить ребенка вести себя иначе, договориться с ним или с собой.
Когда родитель наказывает ребенка, он опускается на его уровень развития, при одном весомом преимуществе — физическое превосходство. Взрослый всегда сильнее ребенка, это заведомо неравное состязание. Ребенок неизменно будет в состоянии беспомощности, ведь ответить, защитить себя возможности нет. Когда дети в песочнице не могут договориться, поделить игрушки, бывает, в дело идут кулаки. Родитель, бьющий ребенка, — это уровень развития «дети в песочнице». Физическое насилие без следа не проходит. Все, кто говорит о том, что их били, но они нормальными выросли, всегда имеют те или иные психологические, а порой и физиологические проблемы, осознаваемые или неосознаваемые — это вопрос второй.
Последствиями методов воспитания посредством физического насилия могут стать:
Эмоциональные проблемы: повышение тревожности, сниженное настроение, низкая самооценка и др.
Проблемы в когнитивной сфере: снижение внимания, памяти, школьной успеваемости.
Поведенческие проблемы: агрессивное поведение или пассивность, расстройства пищевого поведения, сна, девиантное поведение, склонность к совершению насилия или склонность к виктимному поведению (поведению жертвы), депрессии.
Комплексы в сексуальной и социальной сферах: сексуальное поведение высокого риска (ранний сексуальный дебют, беспорядочные и небезопасные половые связи, незапланированная беременность).
Психосоматические проблемы: аллергии, снижение иммунитета и пр.
Нарушение отношений с ребенком.
Физические травмы.
С точки зрения полового воспитания физические наказания попирают основной постулат: «Твое тело принадлежит только тебе». Нарушаются границы ребенка и его физическая неприкосновенность. Согласитесь, ответ на вопрос «Можно я тебя ударю?» никогда не будет положительным.
Физические наказания формируют у детей установки:
«Люди, которые обо мне заботятся — это те, которые меня бьют».
«У меня есть право бить других».
«Я могу применять физическое насилие, когда другие методы не действуют».
Так где вы поставите запятую в названии статьи?
Ирина ДУДЧЕНКО,
ведущий психолог
Республиканского центра
Общественного здоровья
и медицинской профилактики
Фото из открытых источников