В 2021 году в нашей стране, согласно Указу Президента РФ, будут проводиться праздничные мероприятия в честь 800-летия со дня рождения князя Александра Невского «в целях сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа». Память прославленного правителя и полководца чтит и Русская православная церковь: Невский причислен к лику святых, именем святого благоверного князя названы один из известнейших монастырей нашей страны, храмы и церкви по всей России, святой считается покровителем дипломатической службы.

Александр Невский вошел в историю как полководец, не проигравший в своей жизни ни одного сражения. Однако любой великий правитель, тем более во времена средневековья, не может не быть человеком жестким, а порой и жестоким, возможно даже коварным. Как получилось, что правитель, которому доводилось не только сражаться с внешними врагами Руси, но и жестко усмирять восстания, был причислен церковью к лику святых, и сегодня он — один из особо почитаемых в народе? На эти вопросы отвечает настоятель Градо-Абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены, протоиерей Геннадий ФАСТ.

О святости и геройстве

— Во все времена люди, общество в целом, одновременно проживают две истории: гражданскую, или мирскую, и историю священную. Есть много великих деятелей гражданской истории, внесших большой вклад в развитие России, однако вопрос об их канонизации никогда не ставился: к примеру, Петр I или Екатерина II. В то же время к лику святых отнесены многие князья, жившие в период раздробленности на Руси и, на наш современный взгляд, ничем не прославившиеся — сегодня их имена вспомнят лишь историки. То есть, в гражданской истории они никакого следа не оставили, а церковью они почитаемы. Почему так произошло? Дело в разной шкале ценностей: гражданская история помнит великих деятелей, достигших успеха в той или иной области, церковная история помнит тех, кто явил святость. Святость — это раскрытие в земной жизни идеалов Царствия Божьего. Святой может быть, в нашем мирском понимании, даже неудачлив: как пример — святые благоверные князья Борис и Глеб, которым не довелось долго жить и княжить, хотя возможность такая у них была, но они ею не воспользовались, так как мыслили не сколько иными категориями, нежели этот мир. Александр Невский — личность на равных прославляемая и в гражданской истории, и в истории церковной. Мудрый правитель и герой-полководец, не потерпевший ни одного поражения на поле битвы, великий политик и дипломат. Александр Невский сыграл ключевую роль в истории русского государства: поведи он другую политику — и история не только нашей страны, но и многих соседних государств сложилась бы совершенно иначе.

«Без Божьего повеления не было бы княжения»

— Александр родился в 1220 году (по некоторым данным в 1221 году, данные летописей разнятся, что неудивительно для того периода) в Переславле-Залесском. В возрасте не старше 6 лет Александр принял так называемый «воинский постриг» — рыцарский обряд перехода княжича из детства в отрочество, совершенный епископом Суздальским Симоном. В присутствии двора и горожан его препоясали мечом и посадили на коня. Это было своего рода благословение на ратные подвиги, и уже со столь раннего возраста будущий князь осознавал, что этим благословенным мечом он должен служить Богу. Юный отрок растет в осознании, что «без божьего повеления не было бы княжения» — и в дальнейшем на протяжении всей своей жизни он придерживался этой веры.

«Не в силе Бог, а в правде»

— Одна из основных его по бед, давшая князю имя, с которым он вошел в историю — Невская битва. В 1240 году на русские земли напали шведы, король направил воевать с юным Александром (которому на тот момент было всего лишь 19 лет) своего зятя Биргера. Войско шведов численно превосходило войска Александра, и шведский полководец предлагал русскому князю сдаться, дабы сберечь своих воинов. Что делает накануне главной битвы Александр? Всю ночь накануне сражения полководец провел в молитве в храме Святой Софии в Новгороде. Александр всецело уповает на Господа, он понимает, сколь велика опасность, что враг силен и русские войска могут проиграть битву. Утром он вышел из храма на городскую площадь и сказал свои знаменитые слова, ставшие девизом всей его жизни: «Не в силе Бог, а в правде!» Битву Александр выиграл, заносчивого Биргера он собственноручно поразил своим копьем. История Невской битвы знает два чуда. Первое — видение одним из охранников князя мучеников Бориса и Глеба, в багряных одеждах проплывших на ладье мимо русских войск. Воин Александра слышал и слова святого Бориса к Глебу: «Да поможем сроднику своему Александру». Это был внешний знак о божественной помощи русскому князю. Получается, что Невская битва — это событие не только историческое, но и священное, когда русскому князю помогают его сродники, жившие на 200 лет ранее описываемых событий и на тот момент уже канонизированные церковью. Второе чудо Невской битвы заключалось в том, что на другом берегу реки Ижоры после битвы было обнаружено много павших шведов и ни одного русского воина, более того, русские воины в ходе сражения на этот участок не направлялись. Вопрос: кто их там поразил? Глубоко религиозное сознание современников этот факт объясняло тем, что шведы были поражены ангелом Божьим. Эти два чуда являются знамениями того, что Александр совершает священное дело, служит Богу.

Важно отметить такой факт: в 1247 году к Александру прибыли послы от папы Римского и предложили русскому князю помощь в войне с татаро-монголами. Однако Александр предложение о помощи отвергает. Почему? Мудрый правитель понимает, что за эту помощь придется платить, а платой будет отказ от православной веры. Александр Невский, отвергая предложение западных рыцарей, думает, прежде всего, о сохранении Русью своей веры. «Русь святая, храни веру право славную, в ней же тебе утверждение», — воспевается сегодня в православных храмах. Александр Невский воплотил эти слова в жизни, князь не дал русским землям потерять свое духовное предназначение, свою основу.

Александр и Золотая Орда

— В отношениях с Золотой Ордой Александр Невский демонстрирует совершенно иное поведение, нежели с Западом: со шведами и немецкими рыцарями русский князь разговаривает языком силы, мечом, а с восточными правителями он вынужден быть кротким и одновременно хитрым дипломатом. Четырежды Александр Невский ездил в ставку Золотой Орды. Первая поездка была практически сразу после Ледового побоища. Александр — герой-полководец, победитель, рыцарь без страха и упрека — был вынужден вести себя совсем не как великий воин, а как правитель, стремящийся не допустить войны своего народа с многократно превосходящим его по силе противником. За год до поездки в Золотую Орду Александра там был казнен князь Михаил Черниговский — за отказ поклониться языческим идолам монголов. То есть, Александр знает, чем ему грозит такое поведение, однако также отказывается поклониться идолам. «Не подобает мне, христианину, кланяться твари» — говорит князь. О таком поведении докладывают Батыю, он велит привести Александра к нему. Войдя в шатер Батыя, Александр четырехкратно кланяется монгольскому хану и произносит слова: «Царь, тебе поклоняюсь, так как Бог почтил тебя царством, твари не поклоняюсь». В христианском сознании всякая власть воспринимается как данная Богом, и Александр преклоняется перед человеком, которого почтил Бог. В понимании Александра Бог был в тот момент времени с Батыем, раз последний столь удачлив как воин и как правитель. Как бы неприятно это ни было русскому князю, он признает Батыя как Богом избранного правителя — его и почтил.

В итоге из Орды Александр вернулся на Русь с ярлыком на Великое княжение. Кроме того, в Орде он побратался с сыном Батыя Сартаком — по сказаниям, князь обратил его в христианство. Александр посетит Орду еще трижды. Каждый раз это будет путешествие на грани жизни и смерти. То нужно будет ехать на поклон новому хану (а по сути — заново получать право княжения, завоевывать его доверие и постараться не быть отравленным), то отговаривать монголов от новых разорений (когда в ряде городов Руси перебьют баскаков, сборщиков дани). Во время этих поездок Александр вместе с митрополитом Кириллом, своим сподвижником, основал в Орде епархию Православной церкви.

Готовность мужественно умереть и готовность смириться с непостижимым промыслом Бога, даже если он тяжек для тебя — все это явил Александр в отношениях с Ордой. Конечно, он не мог принять разорение русских земель монголами, но он пони мал, что в то время Русь не могла сражаться с многократно превосходящим противником. Александр соединил в себе мужество и смирение, ради интересов своего Отечества он перечеркнул себя как рыцаря, как воина. Да, наверное, можно было выступить в поход на Орду, пасть героем. Но за этим походом необратимо последовали бы карательные набеги монголов на русские земли, новое разорение. Поэтому Александр выбрал путь переговоров.

В 1263 году, во время последней поездки в Орду, князь заболел. На обратном пути он скончался. Житие сообщает: перед смертью князь принял монашеский постриг и получил новое имя — Алексий. На его похоронах, говорит житие, случилось чудо. Когда митрополит хотел вложить в его руку духовную грамоту, князь приподнялся во гробе и принял ее (грамоту) сам.

Почитать Александра Невского в церкви стали сразу после его смерти. Но официально его причислили к лику святых в 1547 году, канонизировали князя за проявленное смирение, за сохранение веры, за то, что он, будучи прославленным полководцем, героем, смирился перед непостижимым Божьим промыслом.

Подготовила
Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *