Вопрос о статусе столицы Республики Хакасия продолжает интересовать журналистов и общественность. Сегодня Глава города Абакана Алексей Лемин дал подробные пояснения по истории и сути этого вопроса.
Напомним предысторию: в прямом эфире 1 июня Алексей Лемин, отвечая на вопрос телезрительницы, отметил, что в Хакасии отсутствует отдельный республиканский закон о наделении Абакана статусом столицы. Абакан был и является столицей региона с 1991 года, когда была образована Республика Хакасия. Но отдельный закон, который наделяет город статусом столицы, так и не был принят. Статья 71 Конституции Республики Хакасия гласит: «Столицей Республики Хакасия является город Абакан. Статус столицы устанавливается законом Республики Хакасия».
Алексей Лемин назвал несколько дат, подтверждение которым каждый заинтересованный может найти в различных справочно-правовых системах: проект закона готовился в 1997 году, затем был отмечен в плане законотворческой деятельности Верховного Совета Республики Хакасия в 2006 году, затем идея о принятии такого закона обсуждалась на уровне правительства Хакасии в 2009 году.
В 2009 году была принята республиканская целевая программа «Столица Хакасии на 2010 – 2019 годы», в которой были предусмотрены вложения республиканских средств в транспортную, социальную, инженерную инфраструктуру. В рамках этой программы, например, как раз началось благоустройство Северной набережной. Но в 2011 году действие программы было приостановлено, и благоустройство набережной город уже завершал самостоятельно за счёт только городских средств. В 2013 году программа вообще прекратила своё существование.
В июне 2020 года Администрация города Абакана обращалась с письмом в Верховный Совет Республики Хакасия с просьбой установить статус столицы Республики Хакасия принятием соответствующего закона. В настоящее время письменного ответа на этот запрос не получено.
Во многом, как полагает Алексей Лемин, такое многолетнее непринятие закона связано с установлением норматива отчисления за выполнение столичных функций. В частности, например, каждый работающий абаканец платит НДФЛ, и из 4,5 миллиарда НДФЛ, собираемого на территории Абакана, в городском бюджете остаётся только 15% (чуть более 700 миллионов), 85% (почти 4 млрд) уходит в республиканский бюджет. 15% – это минимальная граница, ниже которой оставлять муниципальному образованию НДФЛ нельзя. Статус столицы в тех законопроектах, которые в прошлые годы представлялись к рассмотрению, предполагал, в частности, увеличение процента НДФЛ, который остаётся на территории города. Алексей Лемин уточнил:
– Дополнительные нормативы установлены в тех регионах, где принят закон о статусе столицы. Например, Барнаул, Кызыл, Омск за столичный статус получают дополнительно 5% НДФЛ, Иркутск – 11%, Красноярск, Новосибирск – 15%, Горно-
Алтайск – 20%. Омск и Новосибирск дополнительно ещё получают 20% транспортного налога, например. Красноярск дополнительно с налога на прибыль получает 10%.
В Абакане живёт больше третьей части жителей всей республики, и наш город, так или иначе, выполняет столичные функции, функции административного и делового центра. Все, кто, например, прилетает в республику, прилетают в Абакан. По городу Абакану они судят обо всей Хакасии. Во многом вливания в городскую инфраструктуру направлены на создание имиджа не только Абакана. Это инвестиции в имидж республики.
Законы о статусе столицы есть почти во всех регионах Российской Федерации, в том числе – в республиках, например, в Республике Адыгея, Республике Алтай, Республике Башкортостан, Республике Бурятия, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской республике, Республике Калмыкия, Республике Карелия, Республике Коми и т.д.
В каждом регионе закон о статусе столицы подразумевает инвестиции из республиканских, областных, краевых бюджетов в инфраструктуру, имидж, благоустройство и в целом – содействие развитию столиц регионов.
Администрацией города Абакана разработан законопроект о наделении Абакана статусом столицы, который будет передан на рассмотрение в Совет депутатов города Абакана. Затем, в случае его одобрения городскими депутатами, он будет направлен как законодательная инициатива в Верховный Совет Республики Хакасия.