Сохранились исторические записи, описывающие место, где будет в будущем построен город Абакан, сделанные известным немецким путешественником Петром Палласом еще до возникновения села Усть-Абаканское в 1780 году.

В 1772 г. он поднялся на гору, которую в своем сочинении «Путешествие по разным провинциям Российского государства» назвал Майдаши, или Ульянина. Это самая высокая гора, которую сегодня могут видеть абаканцы и которая располагается с северо-восточной стороны города, за рекой Енисей. Паллас сделал запись, где говорилось, что река Абакан образует устье реки, впадая в Енисей, распадаясь на протоки, создавая многие острова. «Тем самым многие отмели в Енисее создались».

Горы Майдаши на карте 1798 г. из атласа Тобольской губернии названы «Ульянина», что позже на карте 1864 г. написано уже как «Ульянова». Также и на карте 1864 года, составленной К. Гревинком, рядом с устьем реки Абакан обозначены горы Майдаши (Ульянова). На карте, составленной археологами И.Т. Савенковым и Н.И. Тропининым в 1909 г., весь горный комплекс рядом с будущим городом Абакан назван Майдаши. Название гор «Майдаши» ученые переводят как «Камень богини Умай». Это место поклонения древней богине-птице Умай, покровительнице всех мам, женщин и детей. Название «Ульянина» могло произойти от местных кетских, ассанских или аринских корней «уль, куль», что значит «вода», хотя тут подходит и тюркское слово в этом же значении — «куль, коль». Абакан — место слияния четырех рек: Енисея, Абакана, Ташебы и Минусы.

Таинственным образом название горы Майдаши — Камень богини Умай — перекликается с европейскими легендами о чаше или камне Грааля. Исследователи мифа о Граале рассматривают различные версии его происхождения, в том числе и восточноазиатские. В основу легенды могли быть положены предания кочевников о шаманских котлах либо о падении с неба волшебного камня, из которого и была выточена чаша Грааля. Также в европейском эпосе имеется сюжет, где описывается, как одна из последних хранительниц чаши Грааля — французская графиня Эсклармонда де Фуа превратилась в птицу и унесла Святую Чашу или Камень в горы Азии, где его и спрятала. Не может ли быть эта птица связана с птицей-богиней Умай из хакасских преданий?

И здесь мы должны обратить свой взор на человека-легенду, теснейшим образом связанного с изучением хакасских мифов и фольклора, с историей Абакана. Это известный в городе композитор-фольклорист, основоположник хакасской профессиональной музыки Александр Александрович Кенель, французское имя которого звучит как Шарль Луи де Кенель. В альманахе «Абакан» за 1958 г. он привел хакасскую легенду «Горная дева и хомыс», где говорится о том, как два охотника-алыпа (богатыря) в тайге в состоянии «глубокой сосредоточенности» и молчания услышали чудесное пение. Алыпы увидели, что «…на самой высокой вершине горы стоит дева необыкновенной красоты, поет и наигрывает на каком-то инструменте (хомысе). Один из алыпов не стерпел и крикнул: «Кто ты, девица-красавица?» В ответ раздался гром. Сверкнула молния. Только и видно было, как дева в гневе ударила о скалу инструментом, на котором играла, и пропала. Той девой была хозяйка госпожи горы Ханым…»

Чтобы понять, что могут значить эти строки, обратимся к исследованиям двух ученых с мировым именем: профессора, историка, имеющего тувинские и хакасские корни, Н.В. Абаева, и профессора биохимии Пуэрто-Риканского университета Джеймса Браша. Помимо своей профессиональной деятельности, они занимались поиском на территории Саяно-Алтая так называемого «Древнего Слова», то есть первейших письменных и устных знаний всего человечества. При этом Абаев и Браш опирались на интуитивное видение шведского ученого и религиозного философа Э. Сведенборга. В интерпретации Дж. Браша самое древнее Слово было первоначально зафиксировано в «символических рисунках», т. е. петроглифах, изображающих «различных животных, части человеческого тела, горы или скалы и т. п.», и это Слово до сих пор сохранилось в Саяно-Алтае. Профессор Дж. Браш в серии статей «В поисках Древнего Слова» пишет о Древнем Слове Бога в Великой Тартарии (Татарии) и связывает эти поиски с шаманизмом, приводит примеры шаманов-целителей. Сам же Сведенборг располагал «духов из Великой Тартарии» на восточных возвышенных местах, т. е. горах, и описывал их как гром с лицом, имеющим молнии; с мечом как молния; сверкающие как молнии.

Из работ профессора Л.Р. Кызласова мы знаем, что на территории Хакасии существовало Южно-Сибирское манихейство. В одном из манихейских древнетюркских текстов мы встречаем надпись «молния-божество». В саяноалтайских легендах дархатов и дюрбютов также молнии — атрибуты небесных богов.

С европейскими легендами о Граале связан сюжет из апокрифического Евангелия от Никодима, в котором описывается, как Христос пришел к заключенному в темницу Иосифу Аримафейскому в виде молнии: «…разверзлась темница с четырех углов, и увидел я Иисуса, будто молнии свет». Никодим был тайным учеником Христа, а в итальянской живописи он изображался как типичный представитель саяно-алтайских народов. В «Романе об истории Грааля» французского поэта XII–XIII вв. Робера де Борона мы узнаем, как воскресший Христос приносит драгоценную чашу Грааля плененному Иосифу: «И в одночасье поутру / В Иосифову конуру, / Где он томился взаперти, / Христос пришел его спасти. / Свет, ослепителен и бел, / Аримафея обогрел. / Он глянул на Христа и тут / В Его руках узрел сосуд. / А накануне в сей фиал / Он кровь Христову собирал!» Таким образом, чаша Грааля в этих мифах увязывается со сверканием молнии, исходящей от божества или духа…

И как оказывается, Шарль Луи де Кенель, который в 1936–1937 гг. собирал фольклор в Горной Шории, при этом трижды посещая Горный Алтай, а с 1942 г., проживая в Хакасии, изучал деятельность хакасских сказителей — хайджи, был также рыцарем, «внемерным лучом» ордена рыцарей Чаши Святого Грааля. Глава ордена Грааля в России — А.Г. Гошерон-Делафос был потомком дома герцогов Анжуйских, к традициям которого и восходили истоки ордена Грааля. Публицист Мурад Аджи утверждает, что это графство прославилось в V веке тем, что сюда сбежала часть кочевников из войска Аттилы.

Антрополог К. Скотт Литлтон и историк Линда А. Малкор связывают происхождение легенд о чаше Грааля в Галлии и Британии с евразийскими кочевниками. Именно на тех территориях, включая графство Альби, герцогство Тулузское, где потомки кочевников позже составляли часть высшего духовенства, являлись художниками при храмах, зародилось движение альбигойцев, или катаров — «хранителей Грааля». Именно с V по XIII век многие роды кочевой рыцарской аристократии из степей Евразии сохраняли свое влияние на церковь и правящие круги Франции достаточное время, чтобы оказать влияние на формирование легенд о Граале, в том числе и в графстве Анжу. Потомок же Анжуйского дома А.Г. Гошерон-Делафос мог передать по масонским каналам из Франции обратно на территорию России, в орден Грааля, легенды о чаше, котле или камне Грааля, а также древние сказания кочевников о горных духах и богах в образе грома и сверкающих молний, когда-то завезенные в Европу из далекой Тартарии.

Возможно, что одной из тайных миссий рыцаря ордена Грааля Шарля Луи де Кенеля, прожившего в Абакане, рядом с горами Майдаши, рядом с Камнем богини Умай, около 30 лет, как раз и был поиск сокрытого в недрах Саянских гор упавшего, по преданию, из короны светоносного ангела камня, кубка Грааля, или Древнего Слова Бога.

Екатерина ЛЕБЕДЕВА,
Гимназия Абакана

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *