Познакомим читателей «Абакана» с результатами еще одного демографического исследования. В журнале «Демографическое обозрение» (выпуск № 2 2025 года) опубликована статья ученых Высшей школы экономики «Российская рождаемость в XXI веке и перспективы ее повышения».
Рождаемость ниже уровня простого воспроизводства в том или ином периоде являлась и продолжает являться поводом для беспокойства в большинстве развитых стран. В частности, неоднократно предпринимались попытки стимулирования рождаемости путем введения различных мер материального и нематериального характера. Осуществлялись подобные шаги в 1960–1980-е годы во многих странах Восточной Европы, включая СССР. Однако в большинстве своем исследователи единодушны: пока не известно ни одного примера, чтобы меры, направленные на повышение уровня рождаемости в стране, дали видимый долговременный эффект.
Авторы считают, что повышение среднего ожидаемого числа детей в семьях – довольно сложная задача. Массовая переориентация женщин на рождение трех-четырех детей невозможна как с обывательско-бытовой, так и с экономической точки зрения. Во-первых, почти половину рабочей силы в России составляют женщины. Если женщина решит иметь 3–4 детей в условиях возможности взять 2,5 месяца больничного до родов и отпуск по уходу за ребенком длительностью от 1,5 до 3 лет, то от 5 до 13 лет своего трудоспособного возраста она будет находиться вне рынка труда. Как пишут авторы статьи, сочетать заботу о трех-четырех детях с работой, если кто-то не помогает маме в уходе за ними, довольно сложно. А для раннего возвращения многодетных матерей на рынок труда потребуются совершенно иные ресурсы: как развитая система переобучения и повышения квалификации, так и в разы более широкая сеть учреждений по присмотру и уходу за детьми. Во-вторых, в условиях, когда риск бедности наиболее велик именно среди многодетных семей, трудно поверить в то, что женщины массово согласятся отказаться от оплачиваемой работы, ведь это приведет к снижению среднедушевых доходов и полной экономической зависимости от мужа. Существующее единое пособие для семей с детьми, призванное снижать их бедность, признает многодетность объективной причиной для отсутствия дохода у одного из членов семьи (как правило, матери). Однако увеличение количества семей с тремя и четырьмя детьми означает повышение числа семей, которые могут претендовать на это пособие, а следовательно, и растет нагрузка на социальную сферу и зависимость благосостояния семей от подобного рода выплат. В-третьих, согласно прошедшей в 2021 году переписи, среди женщин в возрасте 25– 39 лет 44 % имеют высшее образование, среди мужчин – только 34 %. Даже при наличии помощи в уходе за детьми дома и блестящей работе дошкольных учреждений и школ само рождение трех-четырех детей замедлит квалификационный и карьерный рост женщины. Добавим к этому, что ожидаемая продолжительность жизни мужчин в России одна из самых низких среди развитых стран, а мужская смертность в трудоспособных возрастах в России, наоборот, до сих пор одна из самых высоких; это означает повышение вероятности для детей (особенно третьей и четвертой очередностей рождения) остаться без отца в период детства.
Наконец, напоминают исследователи, поколение 1937 г. р. – последнее из поколений российских женщин, которое в среднем имело более двух детей. Рождение более трех детей – редкость среди матерей, бабушек и даже прабабушек современных российских женщин. То есть современные матери либо сами были единственными детьми в семье, либо же в лучшем случае имели одного брата или сестру. Зарубежные и российские исследования показывают, что число рожденных детей у женщин и мужчин зависит от того, в семье с каким числом братьев и сестер они росли. С этой точки зрения в России возможны только очень медленная переориентация семей на рождение двух-трех детей и постепенный рост итоговой рождаемости для дочерей матерей из поколений первой половины 1980-х, для которых был характерен подъем рождаемости вторых и третьих детей.
Подготовила Ольга ПЕТРОВА
