Сохраняя традиции
Наверняка все абаканцы, независимо от возраста, знают, что за праздник отмечается 7 июля. С детства каждый из нас помнит такую фразу, как «Иван Купала – обливай кого попало!». Это народный праздник восточных славян, связанный с летним солнцестоянием и расцветом природы, а также с днем Рождества Крестителя Господня Иоанна.
Обливай кого попало!
В народе Иоанна Предтечу прозвали Иваном Купалой. Праздник в честь этого святого отмечался на Руси с давних времен. И сегодня в этот день проводятся различные обряды и гуляния, связанные с водой, огнем и травами.
В Абакане, нет сомнений, в этот день на городском пляже в Парке культуры и отдыха будет яблоку негде упасть. Абаканцы придут сюда семьями, с детьми, чтобы провести время у воды, погреться под солнцем. Детвора будет купаться и обливаться, мальчишки и девчонки постарше – азартно гоняться друг за другом с ведерками и банками, а то и с водяными пистолетами, чтобы первыми облить соперника, да и просто каждого встречного – как можно изобретательнее и успешнее.
Да что пляж? В городских дворах будет происходить такая же феерия! Та же беготня за друзьями и подружками с ведерком воды, радостные, восторженные крики после взаимного удачного обливания. А то и того больше: даже на взрослых дяденек и тетенек, вышедших во двор или присевших отдохнуть на скамейке у подъезда, с какого-нибудь балкона вдруг обрушится рукотворный ливень. Придется встать, отряхнуться, пригрозить пальцем шаловливому обидчику, но и только. Ведь как тут всерьез-то станешь огорчаться?
Иван Купала – обливай кого попало! Эту присказку, повторюсь, все мы знаем с детства. В деревне, где я рос, в этот день мы убегали на водокачку или на речной пруд, где разводили костер и купались, бесшабашно брызгаясь и счастливо жмурясь навстречу летевшим в тебя каплям… После, удовлетворенные купанием, прыгали через костер, а потом поджаривали гусиные или куриные перья на огне и лакомились (!) обгоревшей корочкой. Ну, а девчонки, возвращаясь с купания по местной «тропе любви», по пути плели себе венки из ярких оранжевых жарков, белых сметанок и голубых незабудок и игриво надевали их на голову. Всё было так красиво и так весело!..
И никогда, даже уже во взрослые годы, полушутя-полусерьезно отбиваясь в день Ивана Купалы от озорной детворы, бегающей с ведерками по двору, я, в принципе, не задумывался о том, а почему в этот праздник надо обязательно обливаться водой, а в деревне, помню из детства, еще и прыгать через огонь, а девчонкам украшать свою голову красивым, чуть ли не сказочным венком из лесных цветов?..
И я принялся изучать вопрос.
Магия купальской ночи
В течение десятилетий (если не столетий) из праздника в честь Ивана Купалы ушло религиозное начало. Из прежнего остались только магия колдовской ночи и волшебство перед праздником, да девичья вера в судьбоносную примету. Если пустить венок по речной воде и его перехватит какой-нибудь молодец – быть скорому замужеству и свадьбе! Если же венок просто уплыл и всё – ничему не быть. А если он, не дай бог, утонул – тогда жди беды…
Словом, праздник этот, широко известный в народе, – в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, свершившегося 24 июня (7 июля по новому стилю). Он – один из особо торжественных не только в славянском мире, но почти во всей Европе и даже в Азии, только является под разными названиями и приходится практически на летнее солнцестояние. Во время славянского язычества Купала был богом плодов земных. Чествовали его в канун первой жатвы и приносили ему жертву из лекарственных и душистых трав, из которых зажигали костер, и плясали вокруг него все, без различия пола и возраста, при этом напевая песни, к примеру:
Ой, Маланичка, Петровочка,
Не выспалась наша девочка!
Не выспалась, не наигралась,
И с пареньком не настоялась.
Девушки за неделю до Иванова дня начинали запевать песни. А накануне, перед закатом солнца, девки и молодки в праздничных платьях, с венками на голове из душистой травы и цветов устраивали распевки, взявшись за руки. Пропев песни, они шли к реке и, сбросив с голов венки, закидывали их в воду. После некоторое время караулили их движение на воде. За этим подглядывали и юноши, и более взрослые парни. Было при этом много веселья, и смеха, и затаенного ожидания. Только немногие уносили свой венок домой, чтобы повесить в сенях – для сохранения себя от непредвиденной напасти.
Дальше шел обряд, переходящий в сказку, – Иванов цвет. По народному поверью, в Иванову ночь только для счастливчиков цветет папоротник. До сих пор существует легенда, что будто бы он в эту ночь сияет огненным пламенем и освещает всю местность. И что если только его сорвать и бежать домой, не оглядываясь, чтобы не кричала сзади адская сволочь (бесы), то этот цвет даст возможность его обладателю находить клады и получать богатство. В отношении папоротника слышал, что исполнением этого обряда некогда пробовали увлекаться в деревнях Таштыпского района. Бросали венки, снимая их с головы, в речку Шушь, сам видел, девушки и женщины во время проведения праздника этнической музыки «Саянское кольцо», потом переименованного в «Мир Сибири».
Ну, а купанье на Ивана Купалу кто не видел-то?! Более того: на Купалу собираются все лекарственные травы и коренья, приходящие в зрелость к этому времени. И вот на Иванов день любители русской бани вытапливают ее «на полную юшку» и, воткнув в березовые веники собранную траву, преимущественно иван-да-марью, парятся с целью получить здоровье. Кстати, для этого не обязательно нужна баня: достаточно ведь озера или речки!
Время для баловства
Мне довелось, и не раз, видеть подобное купанье, именно в праздник Ивана Купалы, на протоках реки Абакан, а то и в озерке, образовавшемся в низине прибрежной поляны после майского половодья. Разгоняя ногами кузнечиков, бегая за бабочками, белоголовые мальчишки и худенькие, едва входящие в подростковый возраст девчонки в цветастых купальниках оккупировали травяное озерцо, которое держится под синим небом, пока вода не спадет и солнце его не высушит. Шум, веселый смех, бултыхание на мели в воде, веер брызг, игра в мячик и перемещение вручную на лодке, кто кого обгонит, – вот радостный детский мир на водоеме в это праздничное время. Вода теплая, успела прогреться на солнце, и в воду лезут даже несмышленыши – правда, под присмотром матерей… «Сегодня нашим деткам можно вовсю баловаться, – сказала, помню, мне одна из них. – Сегодня вода здоровая, пусть закаляются!»
А на речке Шушь в этнический праздник, совпадающий с Иваном Купалой, меня остановила другая картинка… Был июльский солнечный день. Я стоял на подвесном мостике над Шушью и смотрел на ее неторопливое монотонное течение. Мои спокойные, как сама река, раздумья прервали внезапно ворвавшиеся в уши звонкие детские голоса.
– Петька, е-мое! Отталкивайся влево, а то сейчас под кусты уплывем! Ну, ты чо, шест в руках не можешь разве держать, а?!
– Щас, чо заголосил-то? Воот, еще р-раз…
Сверху по течению подплывал плот с ребятишками. Старшой уже успел перехватить шест у Петьки. Тот же, сев на край плота и свесив в воду ноги, о чем-то переговаривался с девчонкой – беленькой, совсем еще не загоревшей. Потом эта девчонка, ойкнув, громко выкрикнула:
– Степка, правь, а, к берегу! Я нарву там – во-он, за поворотом сразу, колокольчиков. Они синенькие-синенькие такие!.. У всех уже венки на голове, а я еще не сплела даже…
Я невольно улыбнулся: дети прекрасно помнят и знают о празднике Купалы!
И огонь, и вода
Накануне этого дня раньше проводили обряд «Праздник росы». А венок, собранный из росных трав, нужен был девкам и молодкам для чарования и волшебства. Ну, а что значит само понятие «Купала»? Оно – производное от глагола «купать», от слова «купанье», что имеет, конечно же, отношение к слову «Креститель». Кто не помнит иордань? Ну, а что касается перепрыгивания через огонь – обряд, который на Ивана Купалу теперь практически не встречается, то в нем видна та же идея, что и у погружения в воду, – идея очищения. Ведь с глубокой древности вода и огонь почитаются главнейшими стихиями и символами очистительными.
Накануне праздника, как свидетельствует старина, молодые люди обоего пола купались в реках до захода солнца. Потом в сумерках раскладывали огонь на полянах, в садах и попарно, держась рука об руку, перепрыгивали через огонь. Если во время перепрыгивания руки не разойдутся, это означает, что пара эта, то есть парень и девушка, поженится, а жизнь их будет счастливая и здоровая.
…Узнав все это, хоть и с огромным запозданием, я себе и вам желаю на день Ивана Купалы очиститься, кому как придется по душе. Ну, а девушкам – спустить на воду душистый венок. На счастье.
Валерий ПОЛЕЖАЕВ
