Наша история

В Сибирском федеральном университете проходила IV Международная конференция памяти первого губернатора Енисейской губернии А.П. Степанова (Степановские чтения) «Имперские, советские и российские проекты в истории государства и общества». Старший научный сотрудник сектора истории ХакНИИЯЛИ Елена САМРИНА выступила с докладом на тему «Проекты обеспечения продовольственной безопасности: работа хлебных магазинов в инородческих ведомствах юга Енисейской губернии в XIX веке». «Абакан» попросил Елену Васильевну рассказать о результатах своего исследования.

Ссуда в виде зерна

Хлебные магазины в России появились в XVIII в. и просуществовали до 1917 года. В суровых природных условиях Сибири хлебные магазины играли важную роль – они помогали людям пережить трудные времена. Обеспечение продовольственной безопасности делегировалось инородческим ведомствам путем создания хлебных магазинов. Регулировать их деятельность и обеспечивать население продовольствием было поручено родоначальникам степных дум.

Хлебные магазины создавались как общественный склад и представляли собой специальные помещения, в которых хранились запасы хлеба, предназначенные для продажи или раздачи нуждающимся в качестве ссуды. Магазины также располагали боеприпасами для охоты (порох и свинец). Однако большей частью они занимались выдачей ссуд продовольственного и семенного хлеба.

Магазины были организованы в селах Уты, Таштып, Усть-Есь, Ужур. За создание и использование резервного капитала, а также за пополнение запасов отвечали родоначальники. Они регулярно сообщали окружным и губернским властям о количестве хлеба, представляя ведомости. В них указывалось, что в неурожайные годы хлеб мог обеспечить существование инородцев на два года. Руководители думы также следили за поддержанием зданий в хорошем состоянии и их бесперебойной работой.

Государство не участвовало в создании хлебных магазинов. На их строительство и содержание не выделялись средства из казны. Финансовые расходы полностью ложились на жителей инородческих ведомств. Они строили запасные магазины за свой счет.

Запасной хлебный фонд пополнялся благодаря взносам жителей. В общественные магазины поступало по два пуда хлеба с каждой ревизской души. Так, в Кызыльском ведомстве было 1 213 жителей, и фонд пополнялся на 2 426 пудов ржи и ярицы.

Однако открытие хлебных магазинов не вызвало энтузиазма у населения. Автор статьи в «Сибирской газете» объяснял это их неэффективностью и разграблением складов. В некоторых местах магазины открылись только благодаря вмешательству полиции. Многие жители находились на расстоянии 100–200 км от магазинов, и доставка хлеба туда была дорогой и долгой. Кроме того, у большинства людей просто не было хлеба, так как они не занимались земледелием.

Из-за жалоб населения Абаканская управа вынуждена была заменить хлебный сбор денежным. И вместо хлебного магазина была учреждена общественная касса. На собираемые по раскладу деньги покупался и поступал в магазин хлеб.

Коррупция была и в XIX веке

В трудные годы хлебные магазины предоставляли семенной хлеб в виде ссуды. По данным Н.Н. Козьмина, ссуду выдавали под 5 %. Однако, как подсчитала Г.А. Мохова, реальный процент за хлеб из этих магазинов был значительно выше – 12,5 %. Поэтому в основном ссудой пользовались зажиточные, по рекомендации старосты. Только состоятельные люди могли без труда выплатить долг с процентами.

Для бедняков выплата долга с процентами была непосильной ношей, поэтому родовые старосты ориентировались на более состоятельных людей, хотя изначально эта форма поддержки предназначалась для самых бедных. Магазины были созданы усилиями всего населения, и их содержание легло на плечи всех жителей ведомства. Реальная польза для инородцев от хлебных магазинов была невелика, они рассматривали сборы на их содержание как принудительную повинность.

При составлении списков на получение хлеба писари и старосты учитывали способность должников вернуть взятое вовремя. Применялась круговая порука: в списки включали только тех, за кого поручалось все общество. Получивший ссуду должен был вернуть ее с процентами из нового урожая. Ссуду давали только тем, кто имел поручительство. Если долг не возвращали, его взыскивали с жителей улуса по раскладке.

Все хлебные взносы поступали в полную собственность родоначальников, давая широкий простор для махинаций и злоупотреблений. Руководители ведомств использовали неофициальную практику выдачи ссуд. Так, в «Сибирской газете» 1881 года (№ 19) отмечалось:

«В Сагайской думе помощник письмоводителя, ведавший магазином, приобрел бочонок вина, и каждый, кто приходил за получением ссуды, был обязан купить у него по тройной цене бутылку водки и угостить. Только после этого выдавалась половина ссуды. Вторую половину можно было получить, повторив все сначала. Затем, чувствуя безнаказанность, он поделил ссуду на четыре части, выдавая ее отдельно на тех же условиях. В случае если у бедняка не было денег на покупку вина, помощник письмоводителя выдавал ссуду с условием, что из нее отсыпается количество зерна, равное стоимости вина. Несмотря на жалобы, подобная практика была почти во всех хлебных магазинах».

Спрос на займы, особенно в период весеннего сева и в неурожайные годы, был постоянным. Ссуда выдавалась на год. Часто обращались в магазины мелецкие, кызыльские инородцы. Это было обусловлено рядом факторов, среди которых следует выделить крайнюю бедность населения, неурожайные годы, а также проблемы, связанные с рыболовством на реке Чулым. Многие из мелецких инородцев, не занимающихся хлебопашеством, испытывали острую нехватку средств к существованию. В условиях прекращения рыболовного промысла, являвшегося основным источником их пропитания, и отсутствия охоты проблема обеспечения продовольствием обострялась.

Важно отметить, что как у кызыльских, так и у мелецких инородцев отсутствовали собственные хлебные магазины. Выдача хлеба осуществлялась из сельских (крестьянских) хлебозапасных магазинов, несмотря на очевидную потребность в создании собственного. Как свидетельствует журнал Енисейского губернского Совета от 24 декабря 1894 года, проект строительства магазина был отклонен как не соответствующий актуальным потребностям региона.

В Кызыльском ведомстве хлебный магазин был построен в 1893 году, уже после ликвидации Степной думы. Этот факт свидетельствует о наличии определенных административных и финансовых возможностей для реализации подобных проектов.

С каждым годом хлеба требовалось все больше, а запасов у населения не было. В 1841 году Кызыльская дума сообщала: из-за дороговизны хлеба и других продуктов ясачные люди продавали скот.

Кызыльцы, которые раньше ели меньше хлеба, быстро к нему привыкли. Бедняки брали хлеб в долг и становились зависимыми, ведь должны были вернуть его тем же хлебом.

«Казенные магазины усугубляли хроническую задолженность местного населения и усиливали его зависимость от внешних источников продовольствия», – писал Слезкин.

Пособие на пропитание

Государственные формы поддержки малоимущих начали появляться в конце XIX – начале XX века. Красноярское губернское казначейство выдавало пособия на пропитание в среднем по 6 рублей на человека, который относился к категории «совершенной бедности» и не мог работать, не имел средств и родственников, способных его содержать.

Создание хлебозапасных магазинов с ссудной выдачей хлеба привело к росту ссудных операций. Повышение цен на хлеб сократило его продажу и увеличило долю ссудных сделок. Размер ссуды регулировался Положением о казенных хлебных запасных магазинах (1822). Согласно документу, помощь предоставлялась с наценкой в 6 % от закупочной цены. Инородческая администрация могла устанавливать размер ссуды индивидуально, но не более 6 %, указанных в Положении. Тем не менее наиболее распространенной ссудой среди инородцев была 12%-я ссуда.

Между тем продавать хлеб с выгодой для казны было запрещено. Согласно донесению Главного управления Восточной Сибири от 25 июля 1831 года, магазинам запрещалось «продавать инородцам хлеба с выгодою для казны и взыскивать долги за сей хлеб, проданный им во время неулова зверей или рыбы».

Открытие хлебных магазинов в отдаленных районах Сибири представляет собой важный аспект для глубокого анализа теоретических вопросов, связанных с государственной поддержкой продовольственного обеспечения. Эти магазины не только выполняли функцию спасения населения от голода, но и служили инструментом для смягчения социально-экономических последствий бедности в инородческом обществе. Следует отметить, что хлебные магазины не решали коренной проблемы бедности. Их функционирование было обусловлено тяжелыми социально-экономическими условиями, которые существовали в инородческом обществе, и, как следствие, население вынуждено было обращаться к ним за помощью. Хотя эти магазины приносили определенную пользу, инородцами они часто воспринимались как принудительная обязанность, навязанная государством.

Государственная поддержка в данном контексте сводилась преимущественно к инициативе по созданию хлебных магазинов, что, хотя и являлось важным шагом, однако не решало системных проблем, связанных с бедностью и социально-экономической нестабильностью в инородческом обществе.

Елена САМРИНА