Свой профессиональный праздник — Всемирный день театра — 27 марта отметили актеры, режиссеры, светотехники и звукоинженеры, гримеры, театральные художники, гардеробщики и билетеры. В Абакане на большой сцене Русского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова прошла праздничная программа «Формула любви». Новый главный режиссер театра Баатр КОЛАЕВ рассказал подробнее, как проходила подготовка и чем удивили зрителей.
— Баатр Доржиевич, что вы как режиссер вкладывали в название программы — «Формула любви»?
— Пожалуй, начну немного с предыстории. Традиционно ко Дню театра делали так называемые «капустники». Но опыт показал, что зрители часто совершенно не понимают, что происходит на сцене. Я знаю, о чем говорю, так как поучаствовал в огромном количестве таких «капустников». В пандемийный год, потом в период ремонта здания театра праздник не отмечался вообще, и вот сейчас мы решили вернуть эту традицию, но подать ее необычно, в виде театрализованной концертной программы.
Изначально у нее не было названия. Но когда я прочитал киноповесть «Формула любви», которую написал мой любимый драматург Григорий Горин (она мне очень понравилась, возможно, даже сделаю по ней спектакль), то понял, что весна как раз-таки ассоциируется у многих людей с пробуждением природы и зарождением любви. Последнее — это прямая ассоциация. Вот так и появилось название у программы — «Формула любви». В ней будет собрано многое, что лично мне близко и интересно.
— И чем же вы удивляли зрителей?
— Песнями из кинофильмов, но нужно было подобрать такие вокальные номера для актеров, чтобы это с точки зрения театральности было интересно для зрителей. Одной из изюминок программы стало участие настоящего, живого музыкального ансамбля. Считаю, что в идеале в театре музыка должна быть живой, исторически так сложилось. Артист же сам выходит на сцену. Кстати, в дальнейшем планируется создать при драмтеатре постоянно действующий профессиональный музыкальный коллектив.
Звучали такие музыкальные композиции, как «Проснись и пой» композитора Геннадия Гладкова, также мы взяли музыку Алексея Рыбникова, Александра Зацепина. Песню Юрия Антонова «Нет тебя прекрасней» артисты исполнят в шуточной форме, новая актриса театра Виктория Смертина исполнила песню «С любимым не расставайтесь»… Всего и не перечислишь. Программа получилась достаточно сдержанная, без пестроты.
Сценография у программы вышла довольно сложная, так как она собиралась из разных частей — фрагментов идущих сейчас спектаклей, плюс созданная инсталляция из железа. Все это нужно было для того, чтобы создать на сцене ощущение театра, подчеркнуть это. Сами музыканты сидели на сцене, тоже заполняли собой пространство. Но сюрпризы мы приготовили не только для зрителей, но и для артистки Валентины Прокопенко — музыкальное поздравление по случаю присвоения ей звания «Заслуженная артистка Республики Хакасия».
Кстати, не все артисты труппы драмтеатра были задействованы, так как сейчас параллельно идет подготовка премьеры спектакля по рассказам Василия Шукшина режиссера Владимира Гордеева.
— А кто же тогда участвовал в «Формуле любви»?
— Ольга Изотова, Андрей Андреев… Актриса Людмила Лосякова прочитала знаменитый монолог Нины Заречной из пьесы «Чайка». Вроде, кажется, ничего особенного, но как сама актриса мне призналась, это был ее первый опыт прочтения монологов. Не знаю, шутка или нет, но такой номер тоже стал своего рода изюминкой программы ко Дню театра. Майя Энгель также предстала перед зрителями в новом облике — как часть ансамбля, сыграла на флейте. Уверен, что зрители такой эту актрису еще не видели. Кроме того, мы пригласили профессиональную скрипачку и саксафонистку Ольгу Кох. Считаю, что музыкальные умения артистов нужно поддерживать, и не от случая к случаю, а как можно больше и активнее. И такими темпами в театре появится новый продукт.
Вместе с артистами драмтеатра в программе участвовали творческие коллективы Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова, Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген» и Хакасского национального театра кукол «Сказка». Это же наш общий праздник. Каждый театр сам готовил свою часть для участия в программе, я лишь встретился с режиссерами, озвучил главную идею, чтобы они понимали основную задачу — поиски формулы любви. Как они ее понимают.
— Расскажите, а как получилось, что вы стали главным режиссером театра имени Лермонтова?
— Да, можно сказать, случайно. Не первый раз работаю с артистами драмтеатра: ставил спектакль «Метель», потом в рамках лабораторий «Убить Макса» по пьесе Фарита Загидулина, «Антигону» Софокла, «Зомбилэнд» Анны Батуриной… С хакасской труппой тоже готовили спектакли.
До этого работал в Акмолинском областном русском драматическом театре, потом поехал на Север Казахстана, в город Петропавловск, поставил в Областном русском драматическом театре имени Н. Погодина спектакль, и затем пригласили в Северо-Казахстанский областной казахский музыкально-драматический театр им. Сабита Муканова. Выпустил спектакль «Шинель» Николая Гоголя. Но потом пришлось ждать, пока доведут строительные работы до стадии полной эксплуатации нового здания. Я вернулся домой, в Санкт-Петербург, и в это время позвонили из Абакана, нужно было в спектакль «Метель» ввести на главную роль новую актрису. Вот так я тут и остался. Все само собой получилось.
— Если не секрет, какие у вас планы на ближайшие премьеры?
— Пожалуй, не буду называть произведения, а только авторов, которые и мне самому близки, и идеально подойдут драмтеатру. Прежде всего, это Валентин Распутин, Михаил Булгаков, Григорий Горин, Леонид Андреев, Лев Толстой… Кстати, у последнего хочется поставить именно «Анну Каренину». Несколько раз уже подходили с руководством театра к этому произведению, но что-то все время мешало. Из зарубежных авторов могу выделить Габриэля Гарсию Маркеса.
Кроме того, сейчас в театре очень не хватает хорошей комедии. Легкой, яркой, веселой, феерической, без пошлостей. Возможно, поставлю «Кьоджинские перепалки» или «Слугу двух господ» Карло Гольдони.
Возможно, в Абакане внезапно возникнут талантливые драматурги, тоже можно поработать. Хорошо, когда многое возникает случайно. Тогда и получается настоящее искусство.
Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из архива театра