Решение депутата Госдумы от Хакасии Сергея Сокола отправиться добровольцем в зону СВО у многих, в том числе коллег-депутатов, вызвало удивление. Но те, кто его знает, иного не ожидали… Мы взяли интервью у Сергея Михайловича, чтобы узнать, как удается совмещать обязанности депутата с участием в боевых действиях, как продолжается его депутатская работа в Хакасии. Ведь Сергей Сокол постоянно держит руку на пульсе и полностью погружен в ситуацию в республике — непосредственно сам, вместе с командой работает над решением актуальных проблем. А кроме того, у него большие планы и конкретные предложения по развитию региона. Подробнее — в нашем материале.

«Люди доверили мне представлять интересы региона на федеральном уровне, и это для меня главное…»

— Когда принимали решение стать добровольцем в СВО, вы понимали, что выполнять при этом работу депутата Госдумы в Хакасии будет непросто?

— Конечно, понимал. Но когда было объявлено о мобилизации, не видел для себя иного решения, кроме как написать заявление и помочь стране… На месте трудится отличная команда, мои помощники продолжают работу в Хакасии, наша единая общественная приемная помогает людям в прежнем режиме. Мои однопартийцы из «Единой России» работают на всех уровнях по решению задач, поставленных президентом — это и местные депутаты, и главы муниципалитетов. Все мы — сплоченная команда, вместе трудимся для достижения общих целей по развитию республики. Там, где необходимо мое непосредственное участие, обязательно подключаюсь. Люди доверили мне представлять интересы нашего региона на федеральном уровне, и это для меня главное. Да, бывает трудно, но все вопросы решаемы.

— Есть мнение, что республике не хватает бюджетных средств, якобы многие региональные проекты не находят поддержки на более высоком уровне. Это правда?

— Если вы посмотрите цифры, как увеличилась финансовая помощь за последние годы не только Хакасии, но и другим регионам со стороны федерального центра, то поймете, что об этом и речи идти не может. Финансирование существенно увеличено. Суммарно поддержка регионов с 2019-го до 2023 года выросла на 60 процентов, это синергия решений президента и кропотливой работы фракции «Единая Россия» по отстаиванию интересов регионов. Благодаря общему подходу Республика Хакасия тоже стала получать больше федеральной поддержки, но примерно на 20–25 процентов меньше общероссийского уровня.

Плохо то, что многие проекты в нашем регионе в силу разных причин, не зависящих от федерального центра, не получили поддержки со стороны органов региональной исполнительной власти. Но и это можно исправить. Например, по программе ремонта образовательных учреждений, принятой в 2021 году. На 2022 год в программу попали всего 5 школ, а в Бурятии, к примеру, целых 17 сельских и 4 городских образовательных учреждения.

Другой пример. Принято Постановление Правительства России о реализации новых инвестиционных проектов № 1704, документ определяет механизм направления средств федерального бюджета на создание инфраструктуры для крупных региональных инвестпроектов. Хакасия представлена одним проектом, другие субъекты по несколько проектов реализуют: строят заводы, дороги, объекты инфраструктуры. Нынешнее время требует активной и инициативной работы властей всех уровней. И это не просто пожелание, а четкая задача, поставленная президентом страны — надо убрать все противоречия. Все должно быть нацелено на результат.

— Какие направления развития для Хакасии наиболее актуальны? Что позволит повысить жителям республики уровень жизни?

— Конечно, в первую очередь, это добывающая отрасль, металлургия и сельское хозяйство. Тут надо подходить комплексно — необходим план развития республики, отточенный с экспертами, корпорациями, инвесторами, с одной стороны, и людьми, которые живут и работают на местах. Это должен быть четкий и понятный план, чтобы наши жители понимали, что конкретно и в какие сроки будет сделано. Люди должны видеть образ будущего. И не какого-то отдаленного, а самого ближайшего. Необходимо от практики «латания дыр» переходить к комплексному стратегическому развитию. Что касается вашего второго вопроса, то это ответственная работа региональных и местных властей. Именно чиновники в самом широком смысле должны создавать условия для развития территорий. И начинать тут нужно с прямого и честного диалога с жителями, выявлять имеющиеся проблемы в управлении и оперативно их решать.

— Еще в 2013 году в России была запущена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий». Насколько она актуальна для республики, что нужно сделать, на что обратить внимание?

— Когда в 2021 году я приехал в Хакасию, программа КРСТ, мягко говоря, реализовывалась по остаточному принципу — это стало для меня открытием. Ведь понятно, что это одна из точек роста для Хакасии и способ привлечения дополнительных федеральных средств. Самое интересное, тут достаточно подтолкнуть ситуацию, и люди откликнутся, сами начнут помогать. Кого-то из руководителей на местах надо научить, подсказать, а кого-то, скажем так, поправить в его работе. Нужно плотно работать над качеством подготовки проектной документации, привлечением внебюджетных источников и бюджетным обеспечением проектов. Ведь если в региональном бюджете не заложены средства на проект, то он не получает федеральной поддержки.

Возвращаясь к тому, что я сказал о стратегическом развитии: в сельское хозяйство необходимо привлекать проекты и инвестиции для создания предприятий глубокой переработки сырья, получения высокой добавленной стоимости. Такие проекты будут интересны как федеральному центру, так и потенциальным инвесторам, а самим сельхозпроизводителям позволят получать стабильную дополнительную прибыль. В прошлом году на круглом столе с фермерами у нас состоялся очень конструктивный диалог. Наши аграрии высказали конкретные предложения. Например, техника, приобретенная по программе, действовавшей в 2009–2012 годах, уже устарела. Нужна новая программа, новые вложения и поддержка. Без этого нельзя говорить о каком-то увеличении поголовья крупного рогатого скота, развитии овцеводства. У регионального министерства есть хорошие программы — «Начинающий фермер» и «Агростартап», но их финансирование ежегодно снижается, при том что цены растут. Если несколько лет назад средства по программам получали два-три десятка хозяйств, то сейчас в разы меньше. Эту ситуацию надо исправлять. Есть потенциал для снижения цен на корма. Это и субсидирование, и налаженная кооперация между нашими местными производителями зерна и животноводами.

«Если все сделано правильно, то результаты будут…»

— Сергей Михайлович, а какие возможности или рычаги есть у депутата Государственной думы для решения проблем территорий? Ведь если реально оценивать ситуацию, то получается, что их не так много — в результате последнее слово остается за исполнительной властью?

— Отчасти вы правы. Реализация проектов, программ, их финансовое обеспечение — все это полномочия исполнительных органов власти. В конечном итоге результат зависит от того, как будет отработан вопрос на уровне «федеральное правительство — руководство региона».

Если говорить о задачах депутатов, представляющих субъекты в Государственной думе, и их возможностях, то наряду с принятием законов важнейшая составляющая нашей работы — это продвижение интересов региона на федеральном уровне. Здесь я отмечу необходимость сплоченности и вовлеченности — связки «депутат — регион». Качественно и грамотно подготовленный пакет документов для участия в федеральном проекте или программе дает возможность мне как депутату, нашим сенаторам договариваться, если хотите добиваться включения республики в программы. Поверьте, конкуренция между субъектами достаточно жесткая. Но если все сделано правильно, то результаты будут.

Как пример — участие Абакана в программе «Стимул», которая реализуется по линии Минстроя России. По просьбе главы Абакана Алексея Лемина чуть более года назад я встречался с замминистра строительства и ЖКХ России Никитой Стасишиным. Нам удалось убедить его в необходимости включения Абакана в программу и выделения средств под готовый проект. Как итог — в этом году будет реконструирована улица Кирова в микрорайоне Арбан.

Такие возможности, я имею в виду привлечение средств в Хакасию, есть. Для этого необходимо не так много: грамотно оформленная заявка или проект, желание его реализовать и единая работа всех уровней власти.

Но просто добиться выделения строки в бюджете для региона недостаточно — это только половина дела. Необходимо, чтобы эти деньги дошли до республики, чтобы бюджетный процесс был четко отлажен. К сожалению, региональные власти не всегда хорошо справляются с этой работой. Приходится осуществлять координацию на всех уровнях — где-то помочь, подсказать, как ускорить процесс, поскольку сам имею большой опыт работы в структурах исполнительной власти.

Кроме того, депутат представляет интересы жителей и всегда находится с ними на связи, поэтому лучше чиновника в региональном правительстве понимает нужды и запросы людей, знает, какие проблемы нужно решать в первую очередь непосредственно «на земле». Затем нужно проконтролировать, чтобы бюджетные средства были использованы максимально эффективно и по назначению. Это важная часть моей депутатской работы.

— Хакасия в прошлом году столкнулась с проблемами по вывозу угля на экспорт в восточном направлении. Корни проблемы известны — существуют квоты по линии РЖД. Соответственно, угольные компании республики снизили добычу, и, как следствие, снизились и налоговые поступления в бюджет РХ. Что необходимо сделать, чтобы защитить интересы региона на федеральном уровне и увеличить квоты на вывоз?

— Напомню историю вопроса: изначально это поручение, подписанное президентом России. При этом у железной дороги в восточном направлении есть провозная способность в единицу времени. Летом возникла проблема вывоза угля из Хакасии, потому что РЖД в первоочередном порядке везли уголь из других регионов. От чего это зависит? В первую очередь, от умения руководства региона договариваться в федеральном центре, решать вопросы не только с руководством подразделения РЖД, но и на уровне Министерства транспорта и Министерства энергетики. Взять пример Кузбасса. Представители региональных министерств ездят в Москву и выбивают себе квоты, договариваются с РЖД о вывозе. В Хакасии я такой активности не вижу. Нужна инициатива местной исполнительной власти, а мы вместе с нашими сенаторами всячески ее поддержим на федеральном уровне. А дополнительный вывоз угля — это прямые поступления в бюджет, дополнительные инвестиции в развитие республики, в социальную сферу.

При этом проблемы приостановки или сокращения добычи возникли не у всех предприятий. Дело в том, что федеральные квоты на вывоз между предприятиями распределяет уже руководство субъекта. Это сделано для того, чтобы была возможность решать этот вопрос с учетом вклада того или иного предприятия в социально-экономическое развитие региона, учитывать благотворительную деятельность, социальные проекты и налоговую дисциплину. Насколько объективно сейчас внутри региона с опорой на вклад в экономику и социальную сферу разрезов были розданы квоты, могут сказать только сами представители угольных компаний.

В целом для работы над повышением выделяемых квот нужна синергия всех уровней власти в республике, которые так или иначе взаимодействуют с федеральными органами власти и крупными корпорациями. Если хотите, командная работа.

— Много говорится о развитии туризма, есть планы по развитию Гладенькой, других направлений, связанных с зимним отдыхом. Реально ли Хакасия может конкурировать с тем же Шерегешем?

— Я бы предпочел говорить не о конкуренции с какими-то раскрученными территориями, а о том, чтобы наши туристические возможности говорили сами за себя, без оглядки на кого-то. У республики хороший туристический потенциал, есть куда приложить усилия. Но, опять же, надо понимать, что без серьезных инвестиций со стороны частников и крупных корпораций, давайте будем откровенны, какого-то резкого рывка мы не увидим. РУСАЛ, например, сейчас вкладывается в развитие Гладенькой. На курорт «Озеро Шира» зашла новая команда с достойными планами. Это пара хороших примеров, но их должно быть больше. Инвесторов надо буквально тащить за руку. Или возьмем летний отдых. Там своя проблема. У нас масса замечательных озер, но практически везде инфраструктура оставляет желать лучшего. Берега утыканы домиками, где удобства, простите, на улице, да и сами сооружения и их внешний вид оставляют желать лучшего. Что с этим добром делать потом будем? Надо уже сейчас всерьез задумываться над стандартами качества при возведении объектов, решать вопрос комплексно, заниматься проектировкой и подготовкой сетевых коммуникаций. Много, очень много работы здесь предстоит.

— «Россети Сибирь» последние несколько лет подчеркивают, что в Хакасии не удается утвердить взаимовыгодную инвестиционную программу по обновлению энергохозяйства региона. В конечном итоге страдают потребители: скачки напряжения и отключения электроэнергии выводят из строя бытовую технику в пригородах Абакана. Можно ли здесь как-то помочь найти точки компромисса?

— Здесь все просто. Конечный тариф для населения — тема больная. В Хакасии, кстати, он один из самых низких в стране. Понятно, что таким он и должен оставаться. Энергетики просят либо увеличить тариф, либо субсидировать из республиканского бюджета расходы на модернизацию энергохозяйства. Сейчас власти региона стоят на своем — справляйтесь с этим сами, лишних денег в бюджете нет. И в итоге, как вы отметили, энергетики не могут принять необходимую программу модернизации, обходясь точечными ремонтами. Страдают абоненты, жители Хакасии. И, вы знаете, это пример того, насколько все взаимосвязано. Недополучили потенциальные налоги от угольщиков, потому что те не могут вывезти уголь на экспорт? Вот вам и отсутствие средств для совместной программы по обновлению электросетей. Кстати, вопрос можно решить через федеральные программы. Но тут мы возвращаемся к качеству совместной работы и коммуникаций с федеральным центром. Со своей стороны я готов подключиться к решению любого вопроса и провести переговоры на соответствующем уровне, но несмотря на ряд совместных совещаний по проекту «Чистый воздух», у меня до сих пор нет ни одного документа, с которым можно идти в правительство или в федеральные Минэнерго и Минприроды.

В прошлом году по моей инициативе мы провели несколько совместных совещаний Минприроды, правительства Хакасии, мэрии Абакана и Россетей. Для реализации проекта «Чистый воздух» на территории городов Абакан и Черногорск с переходом на электроотопление частного сектора необходимо провести реконструкцию и модернизацию сетей и подстанций. Для реализации проекта необходимо привлечение субсидий со стороны республики в объеме 12,9 млрд руб. на реконструкцию электросетевого хозяйства, включая необходимость ежегодного субсидирования выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций при предоставлении льготного тарифа на электроотопление в 1,2 млрд рублей.

«Почаще общаться с людьми и вникать в бытовые проблемы…»

— Существует мнение, что депутат — это тот, кто должен, условно говоря, «заборы красить». «Мы его выбрали, а он нам должен делать…»

— Не вижу ничего плохого в том, чтобы и «заборы покрасить», и дерево посадить, и вообще — почаще общаться с людьми и вникать в бытовые проблемы. Потому что только так можно увидеть и системные недоработки, и возможности их исправить. Повторюсь — необходима общая работа для достижения целей, сплоченные усилия, инициатива. Как говорится, один в поле не воин. На площадке партии мы совместно собрали более 20 тонн гуманитарного груза для жителей освобожденных территорий и участников СВО, на регулярной основе выполняются просьбы и обращения семей мобилизованных — от поиска родственников до поздравлений семей военнослужащих с праздниками. Помогали в получении информации по выплатам мобилизованным и добровольцам. Сталкивались и с критическими ситуациями. Так, например, в начале года сгорел дом у семьи мобилизованного бойца в Черногорске. К помощи семье подключились все, мой помощник оперативно связался и помог приобрести брус для восстановления перекрытий крыши.

— Вас можно назвать человеком, работающим в режиме «нон-стоп». А какие еще необходимые для депутата и представителя власти качества вы бы выделили?

— Мне такой режим привычен, так меня воспитали. Конечно, время на отдых тоже нахожу, но «24 на 7», когда дело касается работы — это, в целом, про меня. А главными качествами для представителей всех уровней власти я считаю честность и искренность в отношениях с людьми. Всем нам пора понять, что времена изменились кардинально. Люди хотят, чтобы власть говорила с ними открыто, честно отвечала на острые вопросы. Мы все сейчас едины, и стоящие перед нами проблемы должны решать всем миром. Только так — вместе — мы сможем добиться большего.

Беседовал
Евгений ТРОШИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *