21 марта на очередной сессии Городского совета депутатов будут рассмотрены кандидаты на присвоение звания «Почетный гражданин Абакана». Среди них — Лариса Орешкова.

«Как-то в роддоме сломались все стиральные машинки. Позвонила главврач Татьяна Борисовна Шумилова, попросила помочь. Время было — десять вечера. Подняли трикотажную фабрику, позвонили директору Ивану Федоровичу Феськову. Рассказали ситуацию, попросили простыни. Ну, а что поделать? Дети рождаются, женщины лежат — надо. В итоге Иван Федорович согласился».

Эту историю, а еще многие другие рассказала нам Лариса Ивановна ОРЕШКОВА, которая всю жизнь проработала в социальной и культурной сферах Абакана. А еще она очень любит вспоминать то время, когда руководство города, предприятий оказывали друг другу огромную поддержку и помощь.

— Как вы стали работать в команде Городского исполнительного комитета?

— На самом деле совершенно случайно. По второму образованию я историк, по первому — мастер котельных установок. В тяжелые годы репрессией наша семья была вынуждена уехать из Хакасии. Но где бы родители ни жили, они все время скучали по малой родине. Жили мы в основном в селах. Ребята сельские все другие, потому что много чего не было, детство проходило больше в труде…

Когда сестра папы поехала в город Фрунзе, сейчас это Бишкек — столица Киргизии, я поехала туда же учиться на историческом факультете. Но для начала нужно было пройти в течение года подготовительные курсы. После второго года обучения приехала на каникулы в Абакан, тогда уже и брат вернулся в город после всех наших скитаний. Познакомилась с будущим мужем, а на пятом курсе вышла замуж. После института работала в Черногорской школе, правда недолго. В Абакан мы с мужем Владимиром переехали, потому что дали квартиру.

Тут уже я устроилась в экскурсионное бюро. По случаю столетия Ленина было организовано много туристических поездок, целые поезда. Я проводила экскурсии по ленинским местам: Абакан — Шушенское — Минусинск. Тогда группа попалась из первых секретарей обкомов Сибири и Дальнего Востока. И вот после этой экскурсии Марина Митрофановна Обухова, тогда секретарь исполкома, предложила мне работу в горисполкоме, в организационном отделе, как раз по работе с депутатами. Потом я попала в отдел культуры, была инструктором горкома партии, а потом заместителем председателя горисполкома.

— Интересно, что изменилось за все годы вашей работы?

— Была другая политическая структура, другой закон о выборах. Если сегодня у нас 29 депутатов, то в период с 60-х по 90-е годы их было 250 человек! Сам город был разделен на округа, и в каждом был депутат. Считаю, что это было более обоснованно, потому что каждый из них хорошо знал свой округ, знал людей, которые там проживают, отвечал за санитарное состояние участка, решал многие вопросы с жителями, и они в свою очередь хорошо знали своего депутата. Вместе с тем было столько же и промышленных организаций (250), членов городского комитета партии больше ста человек. И вот весь этот актив, на котором строилась экономика города, его культурная, социальная жизнь, нужно было где-то собирать, а помещения не было. Да, на третьем этаже горисполкома, то есть городского совета, был маленький зал, рассчитанный всего лишь на 100 человек. Там мы собирали только агитаторов, пропагандистов, встречались с руководителями предприятий. Всем активом пробовали собираться в других местах: то в театре, то в Доме культуры, даже в библиотеках… Но это все было не то.

Понимаете, если депутатов не учить, не организовывать, то и работы ответной не будет, а тогда депутатский корпус был авторитетным. Вот так, по инициативе команды, в которой и я работала, появилась пристройка к тогда еще основному зданию горисполкома. Сегодня это Большой зал в нашей администрации. Необходимость в такой пристройке была еще потому, что постоянно у нас в горисполкоме кипела жизнь…

Кроме того, по моей инициативе проводили кинопоказы новых фильмов. В Большом зале собирался весь актив, был кинопроектор. Помню, однажды вышла целая история с показом фильма. Самолет с пленкой задержался на четыре часа, и все это время все сидели в Большом зале и ждали. Да, это сейчас звучит смешно, а тогда… Но знаете, руководство города, руководители предприятий, актив работали и жили одной большой семьей. А все потому, что не было никого, кто бы не принимал участие в производственной, экономической, социальной, культурной жизни Абакана.

— А как депутаты, предприятия и организации в городе помогали друг другу?

— Могу рассказать на примере. Когда в роддоме началась инфекция, нужно было срочно вывозить малышей, рожениц, но куда? Обратились к Анатолию Борисовичу Пластунову. У него был на базе дом, общежитие. Договорились, что он отдаст целый корпус на время. Потом организовали ремонтные работы помещений.

Еще не могу не рассказать о Наталье Борисовне Ципляковой. Она работала заместителем здравотдела горисполкома. Когда центральной поликлиники уже было недостаточно для города, четвертый микрорайон строился, она буквально настаивала на том, что там нужно открыть филиал поликлиники. Тут нам навстречу пошли строительные организации. Также за счет городских предприятий была построена и станция скорой помощи. Вот в таких сложных условиях жили, но все равно помогали друг другу. Потому что такие были руководители, такая была кадровая политика.

Но не все вопросы и проблемы решались. Помню, получила серьезный выговор, когда в зону отдыха не завезли вовремя песок. Или когда впервые организовывали День города, решили сделать выставку в Краеведческом музее по истории Абакана. Но она получилась такая маленькая! Когда мы приехали посмотреть, совершенно ничего не увидели. А ведь можно разместить информацию и по Гражданской войне, по хозяйственной жизни, рассказать, как появилась обувная фабрика, мясокомбинат, строительное управление… Тогда музейщики активно начали поднимать архивы, и к утру все было уже готово.

И еще хочу добавить, что, когда мы просили руководителей предприятий помочь, это было не просто так. Это было настоящее решение вопроса. Строительство театра «Сказка», стадиона «Саяны», троллейбусной линии, асфальтирование дорог, строительство ТЭЦ, введение в строй таких крупных предприятий, как трикотажная и обувная фабрики, строительных организаций, например «Вагонстрой», появились пионерские лагеря… Кстати, на базе городского пионерского лагеря «Баланкуль» было построено два кирпичных корпуса обувной фабрики. Для теннисистов отдали в зоне отдыха небольшой зал, в котором раньше был бильярдный клуб. Так появилось первое здание для развития настольного тенниса, которое сейчас стало огромным комплексом. В общем, все было.

Окончание следует.

Подготовила
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из личного архива Ларисы Орешковой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *