Даже в век высоких технологий, аудиокниг и альтернативных способов досуга интерес и уважение к настоящей книге не теряется. Так, в Абакане в начале апреля несколько дней шла акция «Неделя детской книги», имеющая общероссийский статус. В связи с этим событием мы встретились с Тамарой КАБАРДИНОЙ, библиотекарем Абаканской детской библиотеки № 10, и узнали не только о ее пути в профессию, но и о том, какое же на самом деле место занимает печатная книга в жизни юных читателей.
— Тамара, когда и как началась ваша любовь к чтению?
— Не с детства точно, потому что тогда я больше любила, когда читали мне. Просто обожала эти моменты! Но родители и саму заставляли читать. И вот однажды нашлась та самая МОЯ книга, которую прочитала взахлеб — это «Шерлок Холмс» Артура Конана Дойла. А началось с того, что по телевизору показывали известный советский фильм про этого сыщика. Пусть я была тогда только в четвертом классе, но очень понравилась история, герои… Вот и решила прочитать. А потом еще и еще… Даже сейчас периодически перечитываю всю серию. С тех пор меня было от библиотеки не оторвать.
Также большое влияние на меня оказала моя сестра Валя. Кто-кто, а она, едва научившись читать, «глотала» одну книгу за другой. В пятом классе уже прочитала «Войну и мир» Толстого! А все из-за того, что увидела в новостях сюжет про мальчика, который в таком же возрасте этот роман прочитал. «А чем я хуже?» — решила сестра. Мало того, ей нужно было еще поделиться впечатлениями от прочитанного, поэтому все содержание Валя пересказывала мне. Таким образом, потом многие произведения из школьной программы я уже знала из ее рассказов. Папа очень любит роман «Поднятая целина» Шолохова, особенно выдержки про деда Щукаря. Мы все, помню, хохотали от души. Хотя папа на самом деле читает довольно выборочно. Мама же, благодаря тому, что я стала работать в библиотеке, тоже решила вернуться к книгам.
— Но книги ведь занимали не все время…
— Конечно, нет. Имея слегка хулиганистый характер, я много времени проводила на улице родного села Новополтавка Красноярского края: бегала, прыгала, веселилась. Да и непослушание — тоже моя черта. Если где-то сломалось — сразу знали, кто виновник (смеется). Хотя не скажу, что это можно назвать «ломала», скорее, хотела разобрать, узнать, насколько богат «внутренний мир» у той или иной вещи. А потом так же аккуратно собрать обратно. Уверяю, ни один нужный предмет в доме, как, например, телевизор, не пострадал. Хотя очень хотелось узнать, что же у него внутри. Этот навык помогает мне сейчас. Например, кровать без инструкции собрать? Да не вопрос!
— Став студенткой, переехала в Абакан, и началась новая часть жизни. Какие были первые впечатления от города?
— С папой мы приезжали в Абакан, когда я еще была маленькой. И вот тогда город действительно меня впечатлил: такой зеленый, чистый, уютный… Семейный еще. А самое главное, большой по сравнению с родным селом. Тогда как раз отмечался День города, и я просто поразилась, сколько тут народу! Когда же приехала поступать в ХГУ на направление «Дошкольное образование», то особо не было времени любоваться городом. Но как же приятно сейчас называть Абакан своим вторым домом…
Профессию выбирала по принципу «Куда поступлю, там и буду учиться». А еще я думала, что смогу вполне реализовать себя в этой профессии. На тот момент была готова к этому. Да и с одноклассницей в одной группе оказались…
— Чем занимались, будучи студентами, вне университета?
— Вся наша группа как-то в одночасье увлеклась волонтерской деятельностью. Хочу сказать большое спасибо нашему куратору — Тамаре Павловне Жуйковой за то, как быстро ей удалось нас сплотить.
Что сказать о волонтерстве?.. Всякое бывало, на самом деле: слеты волонтерские, акции, помощь на мероприятиях и участие в них… Последнее мне лично не очень нравилось, но иногда нужно было просто выполнить, как задание. Плюс такой работы в том, что каждый может выбрать себе направление по душе и в нем участвовать. Особенно яркое впечатление осталось от субботника вместе с особенными детьми. Какие же они оказались общительные, открытые! Лично мне очень нравилось такое времяпрепровождение. Ведь это осознание того, что делаешь что-то хорошее, полезное для других, а потом и обмен опытом с новичками.
— Тамара, почему же пришла работать именно в библиотеку?
— Волонтерство помогло понять, что, пусть я и люблю детей, хорошо с ними лажу, но не могу быть строгой. Это стало ясно, когда устроилась на работу в детский сад и не смогла наладить дисциплину. Просто переоценила свои возможности, не справилась морально. Проработав всего день, я уехала оттуда на машине скорой помощи! (Смеется.) Как бы грустно ни звучало, всегда своим одногруппникам рассказывала эту историю как анекдот.
А юридическая лингвистика, на которую поступила после бакалавриата… В этом направлении было трудно найти работу. И вот как-то увидела вакансию в Детской библиотеке № 10 Абакана, прошла собеседование и с тех пор работаю здесь. Первые полгода столько вопросов по работе было, но, к счастью, Н.В. Пилюгина, С.В. Ромашова, Е.В. Голубцова и М.Ю. Санникова очень радушно меня приняли, помогали. Иметь хороший и дружный коллектив — это всегда важно.
— Что детям сейчас интересно читать?
— Большую популярность приобрели комиксы по мультфильмам и даже научные комиксы. Там простыми словами ребенка вовлекают в науку. Пусть этого у нас не так много, но спрос у читателей есть. Книги по известным компьютерным играм или мультфильмам тоже популярны. Не вижу в этом ничего плохого, наоборот — здорово, что телевидение, мультики пробуждают у детей интерес к чтению. Девочкам традиционно нравятся истории про принцесс, волшебство, еще сказки… Приключения и фантастику читают все. Порой подростки приходят к нам без конкретики, главное, чтобы это была фантастика. Меньше уже интереса к книгам о природе, разве что младший абонемент. Но ребятам интересны книги только, например, про кошек или только про собак…
— Обязательно ли сейчас ходить в библиотеку, чтобы читать? Ведь любую книгу можно найти в электронном виде.
— Именно поэтому библиотеки сейчас стараются идти в ногу со временем. С другой стороны, ничто не заменит печатный, живой вариант. Да и у детей просто появилось очень много альтернативных вариантов досуга. Как человек, который сначала сам не хотел читать, я их понимаю. Но радует то, что родители приходят вместе с детьми, берут для них книги, заставляют читать, как меня заставляли. Уверена, со временем эти дети найдут свою книгу, а повзрослев — скажут своим родителям спасибо.
Когда наступает время каникул, школьники приходят к нам со списками чтения на лето. Хотят прочесть именно книжный вариант. Даже когда последний экземпляр уже забрали, готовы ждать. Значит, все-таки живая книга не теряет своего читателя. Бывает, взял школьник книгу, прочитал ее, приходит за новой и начинает очень оживленно рассказывать о прочитанном! Это не может не радовать. А гаджеты и электронные книги никуда уже не денутся, они давно стали современной реальностью. Задача библиотеки — адаптироваться под нее. Совмещение современных технологий и классической библиотеки — то самое сотрудничество, которое нужно развивать и дальше.
Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из личного архива Тамары Кабардиной