«Старость — не радость. И человек в душе все равно остается молодым, только кроме него никто этого не замечает. И поэтому нельзя, несправедливо списывать человека только потому, что он стар годами», — говорил на приснившемся ему суде герой фильма «Старики-разбойники» Николай Сергеевич Мячиков в исполнении Юрия Никулина.

Да, если смотреть на наших стариков, старость для многих из них, действительно, не в радость. Но кто, собственно, должен привносить ту самую радость в эту их старость? И в чем она заключается?

В размере пенсии?

На минувшей неделе в утреннем эфире телеканала «Абакан 24» нам в студию позвонил человек, который пожаловался, что устал жить на одной картошке. Он ее видеть уже не может и хочет купить хотя бы кусочек мяса, но оно для него теперь — слишком дорогое удовольствие. Пенсии, по его признанию, у него хватает лишь на коммуналку и эту самую картошку. Правда, сколько он конкретно получает, мужчина не сказал. Зато признался, что хочет путешествовать по России, поэтому и экономит на всем.

Не знаю, как у наших телезрителей, ноу меня этот человек совершенно никакого сочувствия не вызвал. И я сейчас постараюсь объяснить — почему.

Пенсионеров в нашей стране принято жалеть и удивляться, как они выживают на свои нищенские пенсии. Их размер априори воспринимается как тот самый, на который «жить невозможно».

Да наверняка есть такие, кто получает именно социальную пенсию, потому как не имеет трудового стажа, или его недостаточно. Это значит, человек либо всю жизнь не работал, либо работал, но скрывал свои доходы от государства. Размер социальной пенсии по старости в 2022 году составляет в России 6 тысяч 295 рублей. Ну и поскольку понятно, что на этот минимум прожить действительно невозможно, а государство у нас, чтобы о нем ни говорили, все-таки не такое уж кровожадное, то всем неработающим пенсионерам, у которых «общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания», устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до той минимальной величины, которая установлена в регионе его проживания. В Хакасии этот минимальный уровень в 2022 году — 9 тысяч 478 рублей.

Но это, еще раз повторю, выплаты для тех людей, которые не имеют трудового стажа или же его недостаточно для назначения страховой пенсии. Есть, конечно, ив этом случае исключения — о них как-нибудь в другой раз. Я же сегодня о том, что, если человек не заработал себе на пенсию, возможно, жизнь он прожил в свое удовольствие, перебиваясь либо случайными заработками, либо на серую зарплату.

И в этом нет ничего плохого! Но только если однажды человек сознательно выбрал себе такую жизнь, почему теперь его должны содержать другие люди?

В январе в нашей газете мы уже обращались к теме пенсий, в частности — к вопросу их начисления по региональному признаку. Публикация тогда вызвала большой резонанс не только у абаканских пенсионеров. Комментарии приходили со всей страны. Многие касались того, о чем я попробовал сказать выше.

Вот, к примеру, что написала Татьяна, к сожалению, не указав место своего проживания: «Я проработала 40 лет и получаю пенсию в 18 тысяч рублей. А моя соседка, которая никогда не работала и занималась только собой, получает практически столько же. Когда я пошла на пенсию, мне дали 2 тысячи 260 рублей. При этом стаж был 38 с половиной лет. И я на пенсии работала. Но так как моя пенсия становилась больше, то с меня снимали социалку. И пять лет мы с соседкой получали одинаково: у меня снимали, а ей добавляли. У моего брата — 45 лет стажа, а пенсия немногим больше 10 тысяч рублей. И он никакой ее индексации сейчас не получает, потому что работает. Вот и получается, что у нас кто не работает, тот ест!»

А это сообщение от Ирины Мироновой: «Меня больше всего возмущает другое: почему человек, отработавший 30, 40 лет, получавший хорошую зарплату, имеет пенсию такую же, как тот, который и не работал толком, и зарплату получал три копейки? А зачем работать? Ему же все равно доплатят до уровня, установленного в регионе».

Жестоко, применительно к людям, получающим минималку? Да!

Справедливо? Извините, но тоже — да!

Я к чему привел эти комментарии? Человек, который позвонил нам в эфир и сообщил, что устал уже жить «на одной картошке», однако не пожелавший сказать, какую пенсию он получает, наверное, все-таки лукавил. Понятно, что на минимальную пенсию ты много по стране не напутешествуешься, но, как говорится, по одежке протягивай ножки. И, да, это прозвучит, конечно, сурово, но если ты хочешь на пенсии жить красиво, то, наверное, об этой красоте надо было позаботиться как-то заранее. Увы, делать накопления в нашей стране — задача, по большому счету, бессмысленная: все они периодически обесцениваются. Однако же, если ты всю жизнь честно работал, совсем уж на одной картошке точно сидеть не будешь.

Зачем уж так сильно прибедняться?

Если вы всю жизнь честно работали, то ниже установленного в республике размера прожиточного минимума пенсионера — а это 11 100 рублей — получать, согласно действующему в республике законодательству, точно не можете. А вообще средний размер пенсий в нашей республике, согласно данным Росстата, на 1 октября 2021 года составлял 15 тысяч 608 рублей (данные за первый квартал 2022 года появятся чуть позже). Это меньше, чем в Красноярском крае — 16 944, но больше, чем в Новосибирской (15 550), Омской (14 899) областях, на Алтае (13 923), в Туве (14 863).

Но все-таки не пенсиями мы здесь меряемся. А говорим о качестве жизни на эту самую пенсию. И здесь меня точно никто не убедит, что весь доход наших стариков уходит исключительно на коммуналку и лекарства. Хотя бы потому, что и на то, и на другое есть льготы. А купить одну курицу раз в неделю или кусок свинины, ну, согласитесь, это не столь уж и накладно даже для бюджета пенсионера.

И если сегодня вот этот конкретный пенсионер жалуется, что сидит «на одной картошке», то, к примеру, что скажут те «не пенсионеры», которым сегодня от 18 и выше. У кого еще нет ни хорошей зарплаты, ни квартиры, ни вообще каких-либо накоплений, а соблазнов вокруг гораздо больше, чем у мужчины, желающего «увидеть страну и умереть». Многие из молодых не отказались бы сегодня от той стабильности, которая гарантирована старикам хотя бы той жене самой, конечно, шикарной, но пенсией.

Как говорила секретарша из все того же фильма «Старики-разбойники», пенсию надо давать человеку, пока он молодой, а в старости можно и поработать.

Молодым сегодня и самим вставать на ноги нужно, и семью свою содержать. И коммуналку платить, и аренду оплачивать. Или ипотеку — а это еще те расходы! Ио будущем своем тоже задумываться, чтобы в старости не нищенствовать.

Меня всегда немного смущает, когда пенсионеры начинают жаловаться на большие коммунальные расходы. Но ведь эти расходы напрямую зависят от количества имеющихся у вас квадратных метров. И почему, если вам не под силу эти расходы, просто не поменять свою большую квартиру на меньшую? Понятно, что вы свои хоромы зарабатывали всю жизнь. И вкладывали в эту квартиру все, что у вас было — речь не только о деньгах. Но к чему теперь, в старости, эти лишние квадратные метры и расходы на них?

Да, это звучит жестоко, но ведь в этом есть разумное зерно. Во-первых, содержать большую квартиру — немалый труд. Во-вторых — немалые и деньги. Отдайте ее детям, например. А они пусть купят вам поменьше.

И здесь я приведу еще один отклик на нашу январскую публикацию. Это пишет Юлия Сергеевна: «Мой папа, 1910 года рождения, был из семьи, где дети почитали своих родителей и помогали им. Мы выросли в такой атмосфере и помогали своим родителям. Наши дети помогают нам. Но есть и прямо противоположные семьи, где старшее поколение тянет младшее до своей смерти. И порой слышны роптания стариков, что тяжело жить, пенсии маленькие. А когда начинаешь расспрашивать, так они, оказывается, детей, да еще и внуков, содержат. Вот это неправильно. Дети мои выросли, выучились. Все прилично зарабатывают. И имеют возможность помочь матери, если она будет нуждаться. Старший с семьей всю Россию объездил. Средний и младший — те больше по Европе. Дочь в Индию влюблена, там проводит отдых. А я дома. Правда, мне так хорошо дома! Весна придет, буду с розами возиться, а зимой чаще со спицами. Кому что, а мне сейчас отдых нужен тот, который я заслужила. Четверых поднять — не в лес за грибами сходить».

Ну и разве не права Юлия Сергеевна? Разве она в какой-то другой стране жизнь прожила? Может быть, она ее просто прожила иначе, чем тот самый мужчина, который теперь «на одной картошке сидит»?

Хотя, возможно, семья Юлии Сергеевны — просто исключение из правил. Вот что пишет Нина Котова: «Многие рожают детей, чтобы потом их дети тянули. Дети не просят нас их рожать, поэтому мы за них в ответе, а не они. У нас очень дружная семья, если надо — помогаем друг другу, но это не значит, что они нам с каждой зарплаты должны отстегивать. Впрочем, чтобы мои дети ни в чем не нуждались, я постаралась. Родители должны помогать, а не дети. Почитать родителей — это другое, не материальное».

И такая точка зрения имеет право на существование. Только никогда не поверю, что дети Нины Котовой будут спокойно смотреть, как их мать сидит на «одной картошке».

Впрочем, на этот комментарий пришло совершенно замечательное сообщение от нашей читательницы Лидии Сергеевны: «Я заметила, о том, что “никто не просил меня рожать”, как правило, говорят не состоявшиеся в жизни люди. Мне жаль, что сейчас много таких, кто не смог найти свое место в жизни, поленился, а значит, надо в этом кого-то обвинить. А кого принято в наше время обвинять? Родителей. Ага, родили, значит, должны… Наверное, многие из них правы. Надо было воспитывать своих детей в любви! Меня родители наставляли, когда у меня родился первый сын, чтобы я все силы отдала его воспитанию, потому что отнять у человека можно все, даже жизнь, а воспитание останется. Они знали, что говорили, они остались на улице в далекие теперь уже годы гражданской войны. А воспитание осталось и до нас дошло».

Скажу сейчас безусловную банальность — человек сам кузнец своего счастья. И, да, наша жизнь — это ведь все-таки не собес, как бы нам того ни хотелось. Свою старость, в любые времена и при любой власти, мы делаем себе сами. Если, конечно, не хотим так называемый возраст дожития просидеть «на одной картошке». Поэтому закончу сегодня свою «неделю» финальной цитатой из того фильма, с которого и начал: «Возраст человека на самом деле не измеряется годами. И счастье приходит тоже независимо от возраста. Главное — это верить в то, что ты еще молод. И тогда все будет хорошо».

Алексей КИРИЧЕНКО
Фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *