Глаза боятся, а руки складывают товары с полок в корзину… Российский покупатель вынужден принять ту новую реальность, в которой розничные цены растут как на дрожжах. Эксперты не отрицают, что один из факторов инфляции — это то, что торговые сети стараются как можно больше заработать на спросе. Такова природа рыночной экономики. Но есть ли свет в конце тоннеля и стоит ли впадать в отчаянье?
«Призрак» дефицита
Согласитесь, прохаживаясь вдоль магазинных полок, трудно не поперхнуться от денежных величин на ценниках. Допустим, если неделю назад какой-либо товар стоил N рублей, то теперь, как минимум, N+1/2N.
По какой формуле на самом деле рассчитывают стоимость продукции производители и ретейлеры, покупателям, конечно, неведомо, однако как не верить собственным глазам? И как не замечать очевидного: обещанное сдерживание цен не работает.
На днях специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов объяснил, почему россиянам продают товары из старых партий по новым, более высоким ценам. Об этом он рассказал в интервью изданию «Прайм».
Экономист отметил, что рост цен на продукцию наблюдается на рынке автомобилей и бытовой техники… Возможно, ему редко доводится захаживать в продуктовые супермаркеты, иначе он убедился бы воочию, насколько одинаково работают «законы рынка» в продовольственном и непродуктовом сегментах. И там, и там продавцами движет желание заработать побольше, пока представился шанс.
«Такая тактика — обычный сценарий, — резюмирует эксперт. — Со временем “старый” товар смешивается с новыми закупками, и подорожание становится обоснованным».
Покупатель на тактику торговых сетей реагирует молниеносно, но всегда предсказуемо: лихорадочным поиском на полках «акционных» товаров и закупками про запас.
Не страдает этим синдромом, порождающим как следствие панику и тень дефицита, разве что молодое поколение. Тот, кто пережил лихие 90-е, действует, не размышляя, и «затаривается» буквально всем, что может пригодиться в разных житейских ситуациях — от импортных автомасел до шампуня и стирального порошка. Не говоря уже о соли, сахаре и спичках — это классика.
Заграница не поможет? Да куда она денется!
Премьер-министр Михаил Мишустин на минувшей неделе сделал знаковое заявление о легализации так называемого параллельного импорта. Перечень таких товаров подготовит Минпромторг. По информации «Коммерсанта», в него войдут все категории потребительских и промышленных товаров, за исключением сельхозпродукции.
Что же такое «параллельный импорт», и с чем его, так сказать, едят? Дело в том, что в России, как и в большинстве других стран, действовал до этого принцип, по которому владелец марки (не той, которые коллекционируют, а товарного знака) контролировал поставки товаров и мог запретить их ввоз. Теперь же у нас будет применяться принцип «исчерпания» прав на товарный знак. Согласно этому принципу, после первой продажи оригинального товара его можно перепродавать где угодно и, что примечательно, без разрешения владельца марки!
Контрафактом такие поставки не считаются, поскольку контрафакт — это все-таки подделка. Тем не менее, эксперты сходятся во мнении, что отслеживать потоки «левых» товаров станет сложнее: производитель в этом случае за качество не отвечает.
К слову, впервые список параллельного импорта обсуждался в России еще 2015 году. Тогда он включал в себя автозапчасти, лекарства, парфюмерию и средства гигиены. Но лишь сейчас, из-за сбоя логистических цепочек и ухода западных производителей с российского рынка, импорт без согласия правообладателей наконец разрешили.
Исключением из многообещающего механизма поставок стали санкционные товары. Однако тут уж России придется действовать единственно возможным способом — импортозамещением. Апробировать его мы начали сразу после крымских событий 2014 года, и, надо признать, небезуспешно.
Цены еще разгуляются
«Россиянам не стоит опасаться дефицита продуктов питания в магазинах», — заявил федеральным СМИ член Российской гильдии маркетологов Олег Дергачев. «У нас дорожает часть продуктов, — сказал эксперт, — она будет замещаться, конечно. Я не думаю, что настанет какой-то коллапс… Но цены будут “гулять”».
Так, по мнению экономистов, рынок адаптируется к меняющимся условиям. Адаптируемся понемногу и мы, покупатели. В самом деле, сложно представить, как мы будем скупать и скупать в неразумных масштабах те или иные товары при ползущих вверх ценах. Скорее всего, научимся закладывать инфляцию в семейный бюджет.
Помните знаменитый диалог Гоши (он же Гога, он же Жора…) и его гостя в фильме «Москва слезам не верит»? Когда «выпавший» из жизни на несколько дней Георгий поинтересовался: «А что вообще в мире делается?», — то получил потрясающе емкий ответ: «Стабильности нет».
Надо ли уточнять, что из газетных колонок «В мире» и «За рубежом» отсутствие стабильности давно переместилось в нашу, российскую действительность? И что мы, пожалуй, дадим фору западному обывателю, который, судя по публикациям в СМИ, запаниковал сейчас из-за рекордного, по его представлениям, падения уровня жизни?
Елена ЛОБАНОВА
Фото из открытых источников