Жить сегодня — значит ежедневно с пробуждением погружаться не только в повседневные дела, но и в глобальный информационный поток, который, по большому счету, имеет весьма посредственное отношение к нашему быту. Ну серьезно, где очередное сломанное в хозяйстве ведро и где, допустим, нюансы личной жизни какой-нибудь звезды шоу-бизнеса? Катастрофа с ведром поближе к телу будет. Но из него трагедии, как правило, никто не делает. А вот развод, замужество, алкоголизм — да все, что угодно — условного Васисуалия Бронзовеющего становится поводом для личных переживаний. И так каждый день, каждого года… Что это, как не информационная наркомания?

Замкнутый круг

Как человек, имеющий за плечами не одну попытку бросить курить, смею думать, что могу достаточно компетентно рассуждать о зависимости. И оценивая свое нынешнее бытие, уверен, что страдаю сегодня и зависимостью информационной. Серьезно, каждое утро начинается с разблокировки телефона. А потом поехали — международная обстановка, футбол, криминал, фоточки друзей, мемы и шуточки… Бесконечный поток, который уносит меня подчас в самые неожиданные области пространства-времени.

Между тем, на жизнь обыденную времени порой не хватает. Висит дамокловым мечом недописанная статья, пылится спортинвентарь, смотрят с немым укором корешки непрочитанных книг, призывно подмигивает недоделанный ремонт… Оцениваю перспективы возможных трансферов в любимый футбольный клуб или ищу рациональное зерно в сотнях геополитических постов якобы сведущих людей… И не выйти из этого замкнутого круга — щелчок, мерцание экрана, полосы текста, квадратики фотографий… прострация.

Это ли не зависимость?

Сколько раз я пытался отказаться от информационного рабства — не счесть. Но все время что-то зудит в подсознании. А вдруг… Вдруг там началось! Что? Что началось-то? И какое отношение к этому имею я? Зачем я отслеживаю результаты выборов в США или протесты каталонцев в Испании? Как от этого изменится моя жизнь? Да никак. Крестьянин какой-нибудь N-ской губернии знать не знал, например, о восстании декабристов. А среднестатистический советский рабочий понятия не имел о перипетиях существования группы «Битлз». В обоих случаях это никак не сказалось на их судьбе. Более того, они были избавлены от необходимости осмыслять эти события, а значит — были чуточку, но счастливее.

Побочные эффекты

Так живут практически все, за исключением счастливчиков, вовремя сказавших «нет» покупке современного телефона или созданию аккаунта в соцсетях. Оттого мы и становимся тревожнее. Потому что пополняем список своих личных проблем чужими. А соцсети и иже с ними угодливо подсовывают нам все новые поводы для сопереживания. Мы и рады, поскольку такова наша особенность — позитиву мы предпочитаем негатив. Можно сколько угодно ругать Сергея Шнурова, но его цитата про то, что «любит наш народ всякое…» весьма правдива. Вокруг прекрасный и многогранный мир, а мы обращаем внимание только на плохое. И это лишь обостряет проблему информационной наркомании.

Обостряет ее и то, что поток ненужной информации тесно переплетен с нужной. Хочешь посмотреть лекцию по истории, а услужливый алгоритм тут же подсовывает в поисковой раздаче якобы сенсационные исследования по теме. На поверку они оказываются самой что ни на есть ересью. Или хочешь узнать новости — а тебя уже ждут комментарии псевдоспециалистов, превращающиеся в банальную склоку. Пока разберешься — уже и вечер настал. Нет пока механизмов, способных самостоятельно вычленять нужное тебе и блокировать ненужное. Придумал бы кто — расцеловал бы! Говорят, Илон Маск планирует создать свою соцсеть — может, у него получится.

Я уж не говорю про использование информации в качестве оружия. Нынешний кризис наглядно демонстрирует то, насколько искусственно и несвободно окружающее нас инфополе. Большинство моих знакомых это понимают, но ныряют, ныряют и ныряют. Иначе ломка — болезненная и сводящая с ума.

Предвкушая апокалипсис

И все понятно — сегодня без доступа к информации никуда. Осталась самая малость — осознать, что информация для нас, а не мы для информации. Что это лишь часть нашей жизни, а не жизнь. Что матрица матрицей, виртуальность виртуальностью, но человек пока не научился есть мега- и гигабайты. А свет экрана все еще не способен заменить лучи Солнца.

Что нужно, чтобы это осознание пришло? Не знаю. Один мой знакомый бросил курить после того, как друзья забросили его на отдаленный остров без единой сигареты, но с запасом продуктов, палаткой и так далее. Забрали через два месяца. С той поры — а прошло лет двадцать — он ни разу не брался за курево. Может, и с информационной зависимостью такой вариант поможет?

Но вот какое дело — курить знакомый не курит. Но не потому, что не хочет, а потому, что страшится вновь пережить первые недели ломки. Это, конечно, барьер, но, как мне кажется, слишком хрупкий и слишком завязанный на силу воли конкретного человека. А что делать, если сила есть, воля есть, а силы воли нет? Не успеешь оглянуться — и ты снова по уши в инфополе и, причмокивая, все крепче присасываешься к бутылочке с ненужной информацией. Жуткая картинка, но правдивая.

Есть еще вариант «Батлерианского джихада», хорошо знакомого поклонникам творчества писателя Фрэнка Герберта — автора легендарной «Дюны». В далеком будущем под девизом «Да не построишь машины, наделенной подобием разума людского!» люди объявили крестовый поход, в результате которого был свергнут бог машинного разума и возобладала концепция «человек не может быть заменен». Кто знает, фантасты часто попадают в цель, может, и мы однажды уничтожим все гаджеты и сосредоточимся на внутреннем развитии. Другое дело, что согласно тому же Герберту «Батлерианскому джихаду» предшествовала эпоха власти мыслящих машин… Так что осторожнее с информацией.

Анзор САБАНОВ
Иллюстрация из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *