У православных верующих начался Великий пост — самый строгий и продолжительный. Он завершится большим праздником — Светлым Христовым воскресеньем — спустя сорок восемь дней, 24 апреля. В эти дни в храмах проходят особые богослужения, священнослужители облачаются в темные одежды. Верующим в дни поста запрещается есть мясо, рыбу и другие продукты животного и молочного происхождения. А вот духовную пищу никто не отменял, молитва — самое главное для православного человека, с нее он начинает свой день. Конечно, кто-то из нас постится уже не впервые и многое знает об этом периоде. Однако любой пост всегда вызывает много вопросов у людей. На некоторые из них мы попросили ответить протоиерея Геннадия ФАСТА, настоятеля Градо-абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены.

— Отец Геннадий, можно ли человеку заранее настроиться на пост?

— До третьего века верующие по-разному готовились к Пасхе — Светлому Христову воскресенью. Так, например, одной из практик был сорокачасовой пост, который длился с вечера Страстной пятницы до окончания пасхальной литургии. Во время него христиане вообще не принимали никакой пищи. Традиционный сегодня Великий пост появился лишь в пятом веке, он самый продолжительный из всех постов и длится сорок восемь дней. В этом году он начался 6 марта и продолжится до 24 апреля. О каждом дне поста написано в Священном писании. Первые сорок дней напоминают о посте Спасителя, когда он находился в пустыне, куда направился после Крещения. А еще верующие вспоминают пророка Моисея, который перед тем, как предстать перед Богом, не пил и не ел в течение сорока дней. Самую последнюю неделю поста называют Страстной, она посвящена страданиям Христа на Земле. Пост для верующих — это не только ограничение в пище, это, прежде всего, молитва и покаяние, очищение души и сердца. Поэтому священнослужители советуют верующим больше молиться, причем не только в храмах, но и дома. Чтобы Светлую Пасху — день Христова Воскресения — встретить с благодатью.

— Отец Геннадий, зачем православным четыре многодневных поста? Не достаточно ли одного Великого?

— В апостольские времена пост был установлен в те дни, когда вспоминались события, отнявшие у христиан Христа. Вот слова Евангелия: «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». И ученики Спасителя, когда церковь была создана в Духе Святом, постились именно в среду, в пятницу и в Святую Четыредесятницу — в предпасхальный пост, который мы сегодня называем Великим.

Но всякий добрый саженец растет, у него появляются новые ветви, крепнут корни. История христианства насчитывает двадцать веков, наша церковь — уже большое дерево, поэтому со временем и возникли другие посты: например, однодневные, как на Усекновение главы Иоанна Предтечи или Воздвижение Креста Господня, в память о Божьей Матери — Успенский, в честь святых апостолов — Петропавловский. Появился и Рождественский пост.

Возникновение постов происходило в разных странах в разное время. Наличие или отсутствие постов в той или иной культуре носит характер исторический. И сейчас не везде одинаково постятся. Это нормальное явление. Возможно, что в церкви и впредь форма постов будет видоизменяться, но сегодня мы имеем то, что есть по календарю, и принимаем это со смирением и радостью.

 
 
Пост — время покаяния и молитвы
 

— Для многих людей смысл поста часто сводится к пищевым ограничениям. Пост — это поступок или принятие себя?

— О том, как нужно соблюдать пост, много сказано в святоотеческих книгах. Пост есть ущемление плоти, воздержание, молитва и милостыня, отрыв от земных пристрастий и вхождение в углубленную духовную жизнь. В нашем календаре постных дней около двухсот — точнее сказать невозможно, потому что Пасха передвигается. Современный человек не способен двести дней в году на самом деле духовно реализовывать пост. Верующие стремятся соблюдать пост хотя бы формально, то есть вкушать не все подряд, а только то, что благословляется. Особой духовной нагрузки здесь нет, конечно… Что греха таить, бывает так: вспоминает человек, что сегодня среда — колбасу возвращает в холодильник, ест только лук и помидоры. Начался четверг — рацион меняется. Какой итог такого поста? Непонятно. Сознавая это, каждый из нас все равно должен стремиться что-то делать иначе.

Еще одна причина из числа объективных — сегодня богослужебно в церковном уставе отражен только Великий пост. Дети из одной священнической семьи как-то сказали мне, что он помнится им не столько тем, что они чего-то не ели, а службами. Великий канон преподобного Андрея Критского, Торжество Православия, Мариино стояние, суббота Акафиста, Страстная седмица — все это, действительно, запечатлевается в человеческой душе, производит в ней свое духовное действие. Остальные же посты богослужебно сейчас никак не выделяются. Повторюсь, что в этом, видимо, заключается еще одна причина того, что современный человек не чувствует той духовной нагрузки во время постов, которая так или иначе ощущается во время Великого поста… Мне кажется, что богослужебной комиссии стоило бы в наши посты привнести некоторые элементы, которые позволят прихожанам храмов ощущать пост особо. Нужно, чтобы каждый из постов ассоциировался с чем-то особенным, так же как неразрывно связаны святая Четыредесятница и покаянная молитва святого Ефрема.

— Имеет ли смысл планировать на время поста избавиться от какого-то конкретного своего недостатка? А бывает и так, что человек связывает наступление Великого поста с новой главой в своей жизни, дает внутренние обещания.

— Это очень индивидуально, на самом деле, и зависит от самого человека, от его духовника. К тому же один пост на другой не похож. В прошлом году я чувствовал себя так, были такие-то обстоятельства, сегодня — все совсем иначе. Нет универсального ответа на этот вопрос.

Мы все что-то переживаем внутри себя. Быть может, мы испытываем сильное расстройство от какой-то одной своей страсти. Тогда можно целенаправленно в сорок дней Великого поста с этим пристрастием бороться — исповедоваться, просить совета у духовника, читать об этом у святых отцов, предпринимать реальные шаги, которые необходимы для преодоления этого греха. Но это не значит, что если мы изживаем, например, страсть осуждения, то не должны обращать внимания на все остальные свои грехи, которые при таком нашем попустительстве внезапно могут сбить с ног. Потому усиленная концентрация на чем-то одном никак не должна ослаблять общее духовное дело.

 
 
Пост — время покаяния и молитвы
 

— Отец Геннадий, ваши пожелания всем читателям газеты «Абакан» на Великий пост?

— Пост — чаяние Христа, ожидание Его Рождества. Мы ждем того, чтобы Господь вошел в наше сердце, чтобы наше сердце могло принять Его. Если человек это понимает, если начинает бороться со своими страстями — с одной или со всеми сразу, — то какое там уныние! Наоборот, он входит в состояние спортсмена во время Олимпиады, концентрирует усилия, от чего уныние всегда бежит… Конечно, могут быть и неудачи, и падения. Но разве спортсмены не падают во время соревнований? Падают — и встают, чтобы бороться дальше.

Бывает же, что человека уныние охватывает просто от мысли о том, что скоро пост. Но тут проблема не в унынии заключается. Подобную ситуацию можно описать словами: «И хочется, и колется». С одной стороны, хочется пост соблюдать и быть православным, а с другой — не в радость все это. И тогда необходимо внутренне настроиться на Христа, на достижение Царства Божьего в душе.

Дарья КАЗАК
Фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *