Камила Валиева и допинг. Всю прошлую неделю мы следили за тем, как разворачиваются события этой поистине мировой драмы. Куда уж там бразильским сериалам прошлого или современным ситкомам. Тем более что цена этой драмы может оказаться невероятно высокой. Пекинской Олимпиадой должна завершиться дисквалификация российского флага. Но вот очередная грязная — давайте называть вещи своими именами — история, которая грозит обернуться новыми санкциями ВАДА и МОК. А мы знаем, что где-где, а во всемирном антидопинговом агентстве «поклонников» российского спорта ой как много. Но если выкинуть все это из головы, то ситуация фигуристки Валиевой — это наука для всех молодых спортсменов. Прежде всего с точки зрения контроля за всем тем, что попадает в организм.
Контактный зоопарк
Информацию о том, что Валиева попала в нехорошую историю, я получил от нескольких человек. И уже тогда поразился разнообразию вариантов того, что могло с фигуристкой произойти. Одни настаивали, что в ее крови нашли наркотики. Другие говорили о чистом допинге. Третьи экзальтированно уверяли, что уже всё — дисквал, лишение медалей, позор и чуть ли не изгнание.
Официально же ситуация выглядит так. 9 февраля, уже после того, как Валиева со товарищи выиграли командный турнир, появилась информация о сомнительной допинг-пробе фигуристки. 11 февраля Международное агентство тестирования официально подтвердило, что допинг-проба Валиевой от 25 декабря дала положительный результат на запрещенный триметазидин. Саму девушку организаторы Олимпиады сначала временно отстранили от соревнований, затем отменили это решение, что тут же оспорили в Международном арбитраже ВАДА и МОК.
В ночь с воскресения на понедельник по делу Валиевой состоялись семичасовые слушания выездной панели Спортивного арбитражного суда (CAS). Камилу допустили до соревнований в личном зачете. Однако при этом разбирательства будут продолжаться. И вполне возможно, что наказание последует постфактум. Так что некоторая неопределенность все еще присутствует.
Согласитесь, в сжатом и сухом виде информация по делу Валиевой выглядит не то чтобы феерично. Очередная спортивная история, каких уйма. Но это же мир фигурного катания. Тут помимо короткой программы всегда есть еще и произвольная. И вот ее-то во всем мире смотрели с удовольствием.
«Валиева заплакала на плече Тутберидзе на тренировке! Тутберидзе заявила о метком попадании контролирующих организаций! Валиева прячется от камер в капюшоне! В инстаграме объявили флешмоб #якамила!» Каких только заголовков не найдешь сегодня в интернете. И с этой точки зрения допинг-скандал уже принес Валиевой больше славы, чем ее участие в победном выступлении России в командном турнире. Но нужна ли такая слава самой девочке? Нужен ли ей все тот же флешмоб? Нужны ли ей битвы фанатов в соцсетях? А там, поверьте, сейчас несладко, там, в сообществах, посвященных фигурному катанию, идет настоящая война.
И все это обрушилось на юную Камилу, которой по-хорошему надо бы учиться в школе, готовиться к экзаменам, влюбляться и радоваться жизни. Но нет, сейчас она словно симпатичный зверек в клетке в контактном зоопарке. Как бы его ни любили, как бы им ни восхищались — это в любом случае зоопарк. А мы в нем посетители. Смакуем подробности, выдумываем теории…
Испанский стыд, друзья. Испанский стыд.
ЗаБАДали
Есть в деле Валиевой и еще один аспект, который как-то остался в стороне. Одним из ключевых положений защиты фигуристки стало утверждение, что триметазидин попал в ее организм случайно. Скорее всего, в процессе употребления некоей биологически активной добавки.
Мог ли триметазидин действительно оказаться в составе БАД? Если производитель халатен, если на том же конвейере, где выпускаются БАДы, изготавливаются и запрещенные для спорта препараты, то вполне. Все дело в том, что производство добавок контролируется не столь жестко, как производство лекарственных препаратов. Например, в США с 2007 по 2016 годы незадекларированные вещества нашли в 776 добавках. Так что удивляться нечему. Разве что разному подходу контролирующих организаций в случае выявления подобных инцидентов: кого-то дисквалифицировали — российских атлетов, как правило, кого-то просто наказали выговором и предупреждением за невнимательность.
В общем, опасно это — связываться с БАД. Тем не менее их употребляет огромное количество спортсменов. В том числе и рядовых. Они наравне с витаминными комплексами входят в рацион, например, и наших — местных — спортсменов. Причина понятна — огромные нагрузки требуют поддержки для организма.
Но вот какое дело — эффективность БАД ведь не доказана. Более того, зафиксированы случаи, когда фармкомпании откровенно манипулируют данными об успешности добавок, чтобы вывести их в топ на рынке. Вместе с тем, большое количество БАД имеют серьезные побочные эффекты. И если на уровне профессионального спорта всегда есть врачи, которые контролируют прием спортсменами различных препаратов, то воспитаннику какой-либо обычной спортшколы посоветоваться не с кем. Разве что с тренером, который тоже далеко не всеведущ. И это чревато проблемами со здоровьем.
Наконец, БАД, согласно одной из теорий, может служить прямым коридором к чистому допингу. Судите сами — те же наркотики начнет, скорее, употреблять человек, который уже знаком с алкоголем и курением, а не полностью избавленный от вредных привычек. С допингом принцип тот же самый — БАД становится первым шагом. Есть у этой теории как противники, так и сторонники, но она существует уже много десятилетий. В ВАДА, например, считают, что прием БАД в 3,5 раза увеличивает риск перехода к запрещенным препаратам.
Словом, прием БАД не гарантирует улучшение спортивного результата, не обещает идеального здоровья и, в то же время, чреват положительными допинг-пробами. Именно поэтому в РУСАДА, а также в ФМБА (Федеральное медико-биологическое агентство) в принципе не рекомендуют спортсменам употреблять добавки. Тем, кто к рекомендациям не прислушивается, советуют сохранять чеки на приобретенные вещества, чтобы иметь в случае выявления положительной пробы хоть какие-то призрачные надежды на благополучный исход разбирательства.
Анзор САБАНОВ
Фото из открытых источников