Хороший танец получается благодаря стараниям, желанию… Но не менее важным является и сама атмосфера внутри коллектива. А если еще и тренер найдет время не только для разучивания движений, но и для веселых историй — от каждого занятия получаешь настоящее удовольствие. И руководитель абаканской студии восточного танца Екатерина ШЛЁНКИНА доказывает это на собственном примере.
— Уже второй год длится пандемийный период. Екатерина, насколько сильно, на ваш взгляд, пострадала или, напротив, стала лучше тренерская и танцевальная индустрии?
— Разумеется, вначале было сложно. Но так как многие девочки занимаются у меня давно, то у нас прекрасно получилось перейти в онлайн-режим. Еще присоединились ученицы, которые по разным причинам переехали в другие города — учеба, работа, замуж вышли. Мы учили танцы онлайн, проводили встречи в Zoom и присоединились к флешмобу, где нужно было показать превращение из образа домохозяйки в восточную красавицу, то есть сделать макияж, прическу, надеть костюм, а потом еще и станцевать. Очень весело и ярко получилось!
Но живое общение, конечно, ничто не заменит, и мы были очень рады, когда возобновились занятия в ДК. После такого большого перерыва люди, кажется, стали активнее, с большой охотой и желанием идут на танцы.
— Иногда говорят про человека, что он, родившись, не плакал, а запел или быстрее танцевать научился, чем ходить. Это и о вас?
— Да нет! Все приходило постепенно. Как и многие дети, я ходила на разные кружки, искала себя. Творчество было всегда в моей жизни. Мама шила — и я с ней, папа играл на гитаре — и я за компанию. Не соскучишься. Танцами же впервые стала заниматься в 11 лет. Правда, особой страсти к ним не испытывала. И к выступлениям на сцене тоже. Просто нравилось.
— Но потом нашелся тот самый танец, то самое направление, которое не отпускает уже много лет…
— Восток? Кстати, и не только он, но да. Началось с того, что мы ехали с подругами отдыхать на море и в поезде купили газету, где была статья «Как научиться танцевать восточные танцы», и подробно были описаны движения «восьмерка» бедрами, удары бедрами и «тряска». «Прикольно!» — подумала я и сохранила эту страницу, чтобы дома повторить. А еще во время отдыха в кафе постоянно звучали восточные мотивы. Приехав домой, я решила, что восточные танцы — это то, что мне нужно. Тогда, а именно 18 лет назад, по этому направлению шли занятия в АДМ. Волшебные костюмы, богато расшитые пайетками и бисером, яркий макияж вместе с потрясающей музыкой и движениями! На тот момент уже начался «бум» с восточными танцами, и все хотели танцевать, как Жади.
А что касается цыганских танцев… Некоторое время выступала на цыганских свадьбах с восточными танцами. И каждый раз они меня спрашивали, почему мы не танцуем цыганские. И мои девочки говорят: «А правда, почему?» Было решено добавить еще один день в неделю для занятий цыганскими танцами. Через интернет я нашла преподавателя с Украины, которая согласилась дать уроки, подготовить постановки. Вот так мы и начали осваивать все это. Я тогда и сама училась и учила, ведь эти танцы — совершенно другая планета. Но, тем не менее, сейчас они очень гармонично сосуществуют вместе.
— Расскажите о мастерах, которые учили вас танцевать, и о кумирах. Чем эти люди вас покорили?
— Больше всего люблю преподавателей и танцоров из Египта. Они очень искренние, движения естественны и идут изнутри. Из самого сердца! Как бы странно ни звучало, но мой первый мастер-класс по восточному танцу был у мужчины, танцора Тито (Египет). Еще вспоминаются такие танцоры, как Халед Махмуд, Хатем Хамди… Очень харизматичные, с такой энергетикой, что я всегда плачу, когда смотрю их выступления. Не знаю, как они это делают, но в их танце всегда праздник!
А вот, например, танцоры из Аргентины уже более техничные, в их танцах больше балета. Утонченные, но не менее крутые. Моя любимая танцовщица — Саида. В России и на Украине тоже много потрясающих танцовщиц. В прямом смысле этого слова. Они поражают своей манерой исполнения, костюмами. Например, Дарина Константинова (Украина), Наталья Барсова (Россия)…
— Здорово! Общаться с профи и тем более перенимать от них знания и умения — это бесценно. Екатерина, а как родилась ваша танцевальная студия в ДК?
— Как-то позвонила девушка, такая же влюбленная в восточные танцы. Предложила поставить танец на двоих. Потом к нам присоединилась третья. Поскольку я жила недалеко от ДК железнодорожников, родилась идея выступить в День железнодорожников. Но прежде нужно было показать свои умения. Коллектив ДК не был уверен, что это нужно включать в программу. Тогда я не поняла — почему, но если посмотреть запись наших танцев тех лет, я бы тоже засомневалась. Ведь в ДК были профессиональные хореографы и коллективы. Но нас пригласили выступить. Вот так началась наша дружба с ДК, которая длится до сих пор. Кстати, нашему коллективу осенью исполнится 16 лет.
— Многим известно, какими полезными свойствами обладает восточный танец. А в чем особенности и польза цыганского?
— В принципе, сам танец по себе уже полезен. Кардио, общая растяжка, но главное — заряд! Не раз наблюдала, что стоит человеку начать танцевать цыганский танец, остановиться уже невозможно. Это же такой задор, настоящий праздник жизни! А когда наденешь костюм — эту юбку в три солнца с кучей оборок — все, ноги сами идут в пляс. Могу еще добавить, что и восточными, и цыганскими танцами можно начать заниматься в любом возрасте. Главное — желание.
— Вы ведете занятия уже 16 лет. Наверное, много всего происходило.
— Конечно. Куда же без приключений? Однажды с первым составом коллектива поехали в Турцию отдыхать. И, конечно же, взяли с собой костюмы. Нам разрешили выступить в вечерней программе отеля, а потом и в клубе. Люди такого не ожидали, но были в восторге! В 2008 году танец в России только набирал обороты.
— Екатерина, раз танцы так популярны, значит, и конкурсов появилось много. Но разве это не вредит здоровой конкуренции?
— Скажу только про восточные танцы. Раньше фестивалей по России было действительно мало, и участники съезжались из разных городов. В номинации нас было человек 20. И попасть в десятку лучших было уже достижением. Сейчас в каждом городе проводится несколько фестивалей, и в номинациях бывает по 3–5 человек. Я помню даже случай, когда главная судья конкурса объявила третье, второе места, «а первое не заслужил никто». И мы начинали втройне трудиться.
Сейчас победа стала доступнее. Да и третье место вроде призовое, но есть разница между «третье из трех» и «третье из двадцати». Но и сейчас очень много хороших и сильных танцовщиц. Восточный танец с сумасшедшей скоростью покоряет сердца девушек разного возраста и даже мужчин!
— Танец — это лишь часть выступления. Нужен еще костюм, макияж, аксессуары… Вы все это делаете сами?
— Костюмы — да. Но бывает, что пошив заказываю, а украшаю и расшиваю бисером, стразами уже сама. На все требуется время и деньги. Танцы, на самом деле, очень дорогое удовольствие. Есть в моих группах девочки, кто тоже шитьем занимается. А макияж… Одна из моих профессий — визажист. Если у девочек возникают вопросы по макияжу, мы собираемся, и я провожу мастер-класс, рассказываю элементарные правила образа. Все нюансы по макияжу, прическе, костюму. А перед отчетным концертом запрещаю эксперименты с волосами, с различными косметическими процедурами, чтобы на выступление никто из участниц не пришел с аллергией или, например, с зелеными волосами.
— Что еще может принести вам радость и поднять настроение?
— Поскольку танцы уже давно стали для меня работой, очень нужно то, что помогает разгрузиться. Так, однажды отдушиной стал сноуборд. А вообще очень люблю готовить. Еще больше люблю шить. И знаете, важен и сам процесс, но больше все же — реакция на результат. Приятно знать, что твой труд понравился, заинтересовал, принес удовольствие.
Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из личного архива Екатерины Шленкиной