На минувшей неделе тех, кем может гордиться Хакасия, стало больше. Сразу на четыре человека. 24 ноября медалью «Трудовая доблесть Хакасии» награждены заместитель Председателя Верховного Совета – председатель комитета по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку Светлана Могилина, председатель комитета Верховного Совета по аграрной политике, продовольствию и землепользованию Петр Воронин, председатель комитета по экологии, природным ресурсам и природопользованию Валерий Старостин и председатель комитета по экономической политике, промышленности, строительству и транспорту Василий Шулбаев.
Казалось бы, ну что тут, собственно, такого? Достойные люди получили очередную порцию официального признания и уважения. Однако именно эта порция, судя по негативной реакции в интернете, оказалась излишней. Да и подана была, кажется, совсем не вовремя.
Оказывается, наши избранники, заседающие в Верховном Совете на постоянной основе, у своего избирателя совсем не ассоциируются с людьми, которые заслужили медаль «Трудовая доблесть Хакасии». Ну, не понимает народ, какая есть трудовая доблесть в законодательном процессе – это же не уголь на-гора выдавать, не пыль в полях глотать и даже не грибы-ягоды собирать.
Впрочем, как говаривал один из героев Григория Горина: «Я сам служу, сударыня. Каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат. Я не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть!»
Наши новоявленные обладатели медали «Трудовая доблесть Хакасии» ходят в свой магистрат на Первомайской площади Абакана уже не первый год. К примеру, Светлана Могилина занимается законотворчеством уже более двух десятков лет. Так что, казалось бы, все к одному. Да и проект «Трудовая доблесть Хакасии» осуществляется в нашей республике аж с 2011 года. Видимо, пришло время и избранных наградить.
Кстати, Светлана Могилина как раз и стояла у истоков этого проекта. И в мае 2019 года увлеченно рассказывала о нем в эфире нашего телеканала. Ну, а так как интервью Светлана Викторовна давала в рамках моей программы «Киричешки», позволю себе привести здесь небольшой его фрагмент.
– Да, пожалуйста.
– Я думаю, что в рамках этого проекта вы просто раздаете друг другу медальки. Так ли это на самом деле?
– Я могу сказать, что вы очень сильно ошибаетесь по этому вопросу. Потому что сам проект был запущен еще в 2011 году. И кстати, нужно отдать должное нашим ветеранам, это они инициировали вопрос, на который я, к сожалению, не смогла ответить: а каким образом у нас в республике отмечается человек труда?
– А нужно ли его отмечать? Мне кажется, платите людям достойную зарплату – это и будет лучшее поощрение за труд. Разве нет?
– Я думаю, что это не совсем так. Потому что любая государственная награда, она как раз дает возможность получения звания «Ветеран труда» и соответственно – социальных преференций, которые позволяют улучшить эту составляющую человеческой жизни. И поэтому, когда мне был задан такой вопрос, я, естественно, проанализировала нормативные акты других субъектов и поняла, что более чем в 48 субъектах России такие звания есть, и даже, извините, «Герой Кузбасса» имеется. Но у нас такого не было. И поэтому мы решили посмотреть, как возможно это отработать на наших государственных наградах, и соответственно родилось наименование этого знака отличия – «Трудовая доблесть Хакасии».
Далее я спросил, по каким критериям присуждается эта награда.
– Самый главный критерий – это прежде всего работа на Хакасию, – ответила тогда Светлана Викторовна.
– Смотря какая работа, – продолжал любопытствовать я.
– Имеется в виду та, которая давала благо для самой республики. И согласитесь, выдвижение трудовым коллективом на государственную награду – это уже показатель общественного признания данного человека, – подвела черту под этой частью разговора Светлана Могилина.
Казалось бы, уж кого-кого, а членов Президиума Верховного Совета Хакасии очень трудно заподозрить в том, что их еже- дневный труд осуществляется не во благо республики, а во благо кого-то еще. Однако вся проблема в том и заключается, что именно обыватель зачастую считает: прежде всего наши избранники работают исключительно на собственное благо. Иначе чем еще можно объяснить то денежное довольствие, а возможно и иные преференции, которые положены им уже хотя бы за то, что «каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат».
Судите сами. Новые кавалеры медали «Трудовая доблесть Хакасии» далеко не самые бедные люди республики.
Руководитель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по аграрной политике, продовольствию и землепользованию, 67-летний Петр Воронин, несмотря на свой пенсионный возраст, в 2020 году, судя по декларации о доходах, получил по основному месту работы 2 миллиона 109 тысяч 764 рубля. Если перевести эту сумму в месячный доход, получается 175 тысяч 813 рублей.
26 тысяч 364 рубля. Насколько мы помним, 2020-й оказался не самым успешным годом для нашей экономики. Малый и прочий бизнес загибался от противоковидных мер, центры занятости задыхались от безработных. При этом депутат Воронин получил ежемесячную прибавку к своему довольствию в 26 тысяч рублей. И, как вы дальше увидите, не только он.
И да, до этого он уже был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом «За заслуги перед Хакасией». Теперь вот и медалью «Трудовая доблесть Хакасии». Согласитесь, неплохой ассортимент государственных наград.
Председатель комитета Верховного Совета РХ по экологии, природным ресурсам и природопользованию, 49-летний Валерий Старостин, в 2020 году по основному месту работы получил 1 миллион 910 тысяч 757 рублей. В месяц это 159 тысяч 229 рублей – совсем неплохо для Хакасии. А если сравнивать декларации о доходах 2019 года и 2020-го, то месячное довольствие Валерия Николаевича только в прошлом году увеличилось на 38 тысяч 763 рубля.
С государственными наградами у Валерия Николаевича до последнего времени было не так густо, как у Петра Ивановича – только лишь почетная грамота РХ. Но, судя по возрасту, время взять свое у него еще есть.
Еще один лауреат – заместитель Председателя Верховного Совета РХ – председатель комитета ВС РХ по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку, 62-летняя Светлана Могилина. Ее доход в прошлом году составил 2 миллиона 569 тысяч 466 рублей, или 214 тысяч 122 рубля в месяц. Опять же, сравнивая декларации о доходах 2019 и 2020 годов, можем заметить, что месячный доход заслуженного юриста РХ (а у Светланы Могилиной есть такое почетное звание) за год увеличился почти на 50 тысяч рублей! А если конкретнее, то на 49 тысяч 217 рублей. Согласитесь, не каждый, даже самый доблестный, трудяга в Хакасии может рассчитывать на то, что его зарплата достигнет величины хотя бы прибавки к месячному доходу госпожи Могилиной.
Помимо звания заслуженного юриста, Светлана Викторовна имеет Почетную грамоту Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, орден «За заслуги перед Хакасией», почетную грамоту РХ, а теперь и медаль «Трудовая доблесть Хакасии». 59-летний председатель комитета Верховного Совета РХ по экономической политике, промышленности, строительству и транспорту Василий Шулбаев в 2020 году заработал в Верховном Совете 2 миллиона 157 тысяч 396 рублей. Если разделить эту указанную в декларации сумму на год, то получается 179 тысяч 783 рубля. У него, так же как и у вышеперечисленных товарищей, месячный доход в 2020-м, ковидном году странным образом подрос на 25 тысяч 956 рублей. Странным – потому что официально о повышении зарплат членам президиума Верховного Совета не сообщалось.
Из наград у Василия Ивановича до этого были медаль ордена «За заслуги перед Отечеством», орден «За заслуги перед Хакасией».
Однако стоит заметить, что в данной публикации мы указали не весь доход наших депутатов в прошлом году, а только заработок по основному месту работы. Общий (задекларированный) доход еще выше. Из каких источников он был получен – выяснять не в наших полномочиях.
К чему такие подробности?
Да просто хотелось бы понять, зачем этим людям, которые и без того ни зарплатами, ни наградами не обижены, необходима была еще и эта медаль – «Трудовая доблесть Хакасии».
Для того чтобы первомайскую демонстрацию, которая вот уже два года как в Абакане не проводится, возглавлять? Для тех, кто уже не помнит: именно обладатели медали «Трудовая доблесть Хакасии» идут во главе праздничной колонны.
Для того чтобы дополнительно к своим заработкам получить 20 тысяч рублей наградных? А может, положенные ветеранам труда социальные льготы? Ведь награждение этой медалью автоматически дает право досрочно стать ветераном труда. Неужели депутатских зарплат не хватает на оплату коммунальных услуг, проезд в городском транспорте и что там еще положено ветеранам труда?
Но, кстати, у них же не только зарплаты по меркам обывателей большие. У них и пенсии ни в какое сравнение с нашими не идут. Если вы и этого не знали, то в Хакасии человек, уходящий на заслуженный отдых с государственной службы (чиновник категории «А»), вправе претендовать на пенсию, которая будет составлять до 90 процентов его должностного оклада. За это в свое время проголосовал все тот же Верховный Совет республики. Судя по возрасту наших новых лауреатов, государством эти люди обижены точно не будут.
А вот как их будет помнить Хакасия…
…2021 год под конец словно взбесился, забирая от нас тех, кто был с нами всегда и, казалось, будет до самой смерти.
Не своей!
Нашей.
Увы, так нам только казалось.
В предыдущие выходные ушли Валерий Гаркалин и Нина Русланова. В минувшее воскресенье за ними отправился Александр Градский, затем кинорежиссер Владимир Наумов. И уже с какой-то смутной тревогой ждешь окончания новой недели – кто будет следующим…
А будет он обязательно.
Время пришло им уходить.
Мы росли, но, что самое важное, мы с ними выросли – это были не самые плохие герои для подражания. Мы их слушали, пытаясь понять скрытый смысл, который они и прежде вкладывали в строки, и вновь стали делать это уже сейчас.
Мы ждали их новые фильмы и роли, чтобы хотя бы просто отдохнуть душой. Они как могли старались раскрасить нашу не очень-то радужную жизнь яркими красками. И незаметно для нас старились.
А теперь мы их провожаем.
И с робкой надеждой смотрим, кто займет пустоту, образовавшуюся с их уходом. Но новые кумиры – это звезды новых поколений. Те, кто родился и вырос уже совсем в другой стране, часто даже не понимают тех песен, которые слушаем мы, и не смотрят те фильмы, что мы успели выучить наизусть.
И кажется, моему поколению ничего другого не остается, кроме как, приняв обступающую со всех сторон пустоту, смириться с тем, что неделя за неделей, год за годом она будет шириться, пока в этом мрачном вакууме не сгинем и мы.
Да, их время уходить пришло.
Мы – следующие.
И еще большой вопрос, как уйдем мы.
А главное, с чем…
Алексей КИРИЧЕНКО