Как известно, несколько лет назад Хакасия благополучно завершила переход к программно-целевому методу бюджетного планирования. Декларируя тем самым прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и планируемыми результатами их использования.

Впрочем, практика, как правило, вносила коррективы в ориентированное на результат бюджетирование. Как неоднократно отмечала Контрольно-счетная палата Хакасии, некоторые государственные программы теряли связь с целями, для достижения которых они были приняты. Чаще всего по банальной причине – отсутствия должного финансирования.

Судя по заключению Контрольно-счетной палаты на проект закона о республиканском бюджете на 2022, программно-целевой метод претерпел некоторые, возможно, знаковые корректировки.

По сравнению с текущим годом количество государственных программ увеличивается, а объемы финансирования сокращаются. В текущем году на реализацию 29 госпрограммы общий объем распределенных расходов республиканского бюджета составил 44,1 млрд рублей. Законопроектом на 2022 год предусмотрено к исполнению 30 государственных программ со значительно меньшим объемом финансирования – 36,1 млрд рублей. Более того, в 2023 году он сократится до 34,2 млрд.

Как утверждают государственные аудиторы, по сравнению с установленными сводной бюджетной росписью на 2021 год ассигнованиями объем средств республиканского бюджета на реализацию программных расходов в 2022 году уменьшился на 8,1 млрд рублей, или на 18,5%.

Между тем в программном формате расходов казны интерес представляет не только эта негативная динамика, но и конкретика в отношении некоторых госпрограмм.

Особую актуальность в связи с галопирующим ростом цен на продукты имеет госпрограмма «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе». Законопроектом расходы на ее реализацию запланированы со снижением в 2022 году на 45,5% по отношению к бюджетным ассигнованиям 2021 года, в 2023 году – со снижением на 6,2% к 2022 году.

По сравнению с текущим годом объем финансового обеспечения на 2022 год запланирован со снижением по следующим подпрограммам:

«Создание общих условий функционирования сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» – на 15,6%;

«Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» — на 39,2%;

«Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» — на 24,1%;

«Развитие малых форм хозяйствования на селе» — на 92,6%;

«Комплексное развитие сельских территорий» — на 98,4%.

Не повезло и госпрограмме «Развитие коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия и обеспечение качественных жилищно-коммунальных услуг». Расходы на ее реализацию запланированы в 2022 году со снижением на 24,1% по отношению к бюджетным ассигнованиям 2021 года, в 2023 году – со снижением на 18,2% к 2022 году. .

Ее удельный вес в программных расходах республиканского бюджета в 2022 году составит 1,4%, в 2023 году – 1,2%, в 2024 году – 0,5%.

В следующем году Минэкономразвития приступит к реализации новой госпрограммы «Развитие туризма в Республике Хакасия».

Ею запланировано проведение деловых мероприятий в туристической сфере, выделение грантовой поддержки для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере туризма, а также выделение субсидий государственному бюджетному учреждению «Туристский информационный центр» на выполнение государственного задания.

В ходе финансово-экономической экспертизы у государственных аудиторов возникли существенные замечания. При формировании госпрограммы не учтены показатели, характеризующие производительность труда или создание рабочих мест в сфере туризма. Кроме того, план реализации государственной программы на очередной финансовый год не содержит наиболее важные социально значимые контрольные события госпрограммы с указанием их сроков реализации, ресурсного обеспечения и ожидаемых результатов.

Ко всему прочему объем финансового обеспечения в паспорте госпрограммы не соответствует бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на ее реализацию в законопроекте.

Стоит акцентировать внимание на еще одном важном моменте: в 2022 году на грантовую поддержку туристской деятельности планируется направить чуть более 1,2 млн рублей (1 216 тыс.).

Подготовила Любовь Жиц

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *