Недавно в дружеском разговоре вспоминала первую работу. Незабываемым остался отрезок времени, когда в один момент возникло желание поработать промоутером. Наверняка ты знаешь этих людей, дорогой читатель. Они так надоедают со своими листовками. Но вопрос: зачем люди идут на такую работу? Так ли просто раздавать рекламные брошюры прохожим? И о чем думает промоутер, когда третий час ходит по улице? Но обо всем по порядку.
Само понятие «promo» впервые появилось в пасмурной Англии и означало продвижение каких-нибудь товаров. Собственно, так и есть. Промоутеры чаще всего раздают листовки с товарами, раскидывают их же в почтовые ящики (увы, это их вы недолюбливаете, но подождите — дальше будет интереснее), наклеивают объявления и проводят дегустации. Забегая вперед, скажу, что попробовала почти все. Чаще всего «на дело» идут школьники и студенты. Впрочем, по опыту могу сказать, что работают и взрослые люди. Но это общее, а теперь перейдем к частному.
Итак, есть человек девятнадцати лет, который продолжает в душе оставаться подростком. С детства до сих пор с ним остаются низкая самооценка, куча комплексов и воспоминания о буллинге одноклассников. В школе учителя говорят о журналистике. Человек мрачно смотрит на свои противоположные друг другу оценки по алгебре и литературе и понимает — журналисту быть. Здесь имеет смысл остановиться и сказать, что этот человек кого-то смутно напоминает… А как иначе, если это — прошлая версия меня. Что же, хакасский госуниверситет получил очередного претендента на роль журналиста. На пары часто приходили мастера своего дела, такие большие и серьезные. И человек из прошлого понял, что тоже хочет стоить чего-то. А значит, нужно действовать. Неуверенность еще давала о себе знать, поэтому на горизонте возникла профессия промоутера.
Началось все с хангеров, которые нужно вешать на двери. План простой — два дома в 9 этажей за 30 минут. К слову, быстро надоедает. Через 2 часа мерещится параллельный мир, где листовки бесконечные. Еще помню, раскидывала бумаги по ящикам. Предвкушая ярость читателя, объясняю — это не наше желание, а работа, за которую платят. Стипендии не хватает, а кушать хочется. Порой промо — единственный шанс быстро заработать. Почему-то с того времени особо запомнилась яркая луна. Она вовсю светила на небе в то время, когда и половина работы была не сделана.
Потом уже ушла на раздачу листовок и занималась этим больше года. По опыту могу сказать, что часто промоутеры не защищены от палящего солнца, резкого ветра и проливного дождя, а зимой — мороза в минус 30. Их легко можно толкнуть, накричать или просто кинуть на деньги. А большинство вообще не считает нас за людей. В лучшем случае окинут высокомерным взглядом, в худшем при тебе скомкают листовку и кинут на тротуар.
Были разные моменты: от холода немели руки, неожиданно начинался дождь, нетрезвые граждане пытались приставать прямо на улице, а двухметровые амбалы просто сдвигали с дороги. Случались и забавные эпизоды. Помню, как-то раздавала листовки, связанные с чебуреками. Рядом стояла большая фигура, изображающая это хлебобулочное изделие. В один момент порыв ветра опрокинул ее. Так вот, десятки неравнодушных граждан горячо переживали, а некоторые даже пытались поднять «чебурек», но ничего не вышло.
В конце скажу — это был важный опыт. Промо научило не реагировать на агрессию, грубость и хамство, спокойно принимать отказы и не отчаиваться. А это сказалось на первом же соцопросе. Единственное, после всех событий не получается пройти мимо промоутеров. Обязательно возьму ненужную листовку и выброшу через квартал. Я знаю, каково это. Дорогой читатель, завтра ты снова выйдешь на улицу, пойдешь в торговый центр. Так вот, если заметишь там человека с листовками, вспомни мою историю и не пройди мимо.
Подготовила
Мария ЦИЦИЛОШВИЛИ