Тема QR-кодов постепенно захватывает медиапространство. Вот, например, сообщение из пабликов от 22 ноября: в Казани начался хаос из-за введения кодов на общественном транспорте. Соответствующее постановление принято кабмином Татарстана. В первый же день проверяющие высадили из трамваев более 500 пассажиров. Причем один из них наотрез отказался покидать салон и вызвал полицию, назвав действия кондуктора незаконными. Движение задержали на 30 минут… Так и входит в нашу повседневность новый санитарный порядок.

Когда и где будут вводиться QR-коды и как с ними жить?
Итак, 12 ноября российский кабмин внес в нижнюю палату парламента два законопроекта, согласно которым на время эпидемии правила нашей повседневной жизни серьезно изменятся. С самой сутью нововведений подробно знакомит «Российская газета»: «Когда закон будет принят — а затягивать с ним точно не будут, — на всей территории России посещать магазины, рестораны и кафе, учреждения культуры, спортивные центры, а также отправиться в поездку поездом или самолетом смогут только те, кто предъявит QR-код с подтверждением о вакцинации или перенесенной коронавирусной инфекции. Чтобы не было возможностей подделать документ или воспользоваться чужим, QR-код надо будет показывать вместе с паспортом».

Добавить к вышеперечисленному, пожалуй, нечего, за исключением глубокомысленного «м-да-а…» (или же более эмоциональных, но непечатных выражений). При этом ни для кого не секрет, что во многих регионах различные заведения уже сейчас работают по принципу Covid free. Так, в Абакане вход в учреждения спорта возможен только с QRкодом.

Некий переходный период, правда, обозначен: до 1 февраля 2022 года наряду с QR-кодом можно будет предъявить отрицательный результат ПЦР-теста на коронавирус. А вот уж после этой даты — только QR-код с зашифрованной информацией о владельце: либо человек привит, либо переболел COVID-19, либо имеет медотвод от вакцинации.

Сроки, когда без QR-кода нельзя будет купить билеты и сесть на междугородние или международные авиарейсы и поезда, пока неизвестны. Но дело здесь совсем не в нерешительности санитарно-надзорного ведомства, а, скорее, в технических проволочках: Минтранс, Минцифры и другие ведомства должны синхронизировать электронные ресурсы по бронированию и продаже билетов с федеральным регистром вакцинированных.

Автобусные перевозки между городами, а также внутригородской транспорт в законопроектах не упоминаются. И это позволяет надеяться, что пока там сохранится ныне действующий порядок. Хотя перед глазами у всех — пример Казани. Татарстан проявил инициативу и первым в России ввел у себя QRкод на всех видах общественного транспорта, в результате чего в первый же день проверки там чуть не случился коллапс, а тысячи пассажиров трамваев опоздали в понедельник на работу. Дальше, видимо, за этим пилотным регионом будут наблюдать: как быстро там удастся отладить шестеренки новой системы.

Как получить QR-код?
В принципе, об этом механизме рассказано уже немало. Вакцинированные сначала получают бумажный сертификат о вакцинации. Параллельно информация передается в федеральный регистр по COVID-19. Данные из регистра о привитых и переболевших поступают на портал Госуслуг, и в личном кабинете гражданина формируется электронный сертификат вакцинации на двух языках (русском и английском) с QRкодом. Так должно быть в идеале. Но на деле все, конечно, не так однозначно. Достаточно сказать, что многие россияне, особенно пожилого возраста, на Госуслугах попросту не зарегистрированы. Тогда им прямая дорога в МФЦ: документ распечатают и отдадут на руки в бумажном варианте.

Есть, однако, и оборотная сторона медали: определенный ранжир среди «ковидных паспортов». К примеру, сертификат о вакцинации действует год после второй прививки, сертификат о заболевании — полгода после его окончания, а QR-код, полученный при сдаче ПЦР-теста, действителен всего лишь три дня. Насчет «белого билета», медотвода — когда он временный, в каком случае постоянный, — внятных разъяснений нам найти не удалось. Можно только предположить, что пока решение вопроса в каждом конкретном случае — на усмотрение врачей. Сертификаты получают все, кто сделал прививку любой зарегистрированной в России вакциной, информирует «РГ». Но так как ни одна из зарубежных вакцин в нашей стране не зарегистрирована, то по факту документ распространяется только на отечественные препараты. Тем, кто привился иностранной вакциной, сертификат НЕ выдается.

Отдельный повод для раздумий: как быть людям, которые переболели, но в легкой форме или бессимптомно и потому за медицинской помощью не обращались? Ясности в этом вопросе нет никакой, хотя он и затрагивает изрядный процент населения. В Чувашии, например, намерены выдавать переболевшим временный сертификат, если тестирование подтвердит у них высокий уровень антител к COVID-19. Вместе с тем, утвержденных показателей, какой уровень можно назвать «высоким», нет ни в России, ни в мире.

Зачем это нужно?
Объявляя о решении ввести в России QR-коды, вице-премьер Татьяна Голикова пояснила: главная цель — подтолкнуть людей к вакцинации, чтобы страна достигла целевого уровня в 80% вакцинированных и переболевших. Более того, в связи с приходом «дельта»-штамма эпидемиологи разных стран поднимают планку до 90% и даже 95%, добавила г-жа Голикова, из чего следует, что России есть к чему стремиться. По мнению ряда вакцинологов, в частности директора Центра им. Гамалеи и «крестного отца» «Спутника-V» Александра Гинзбурга, пока среди населения велика доля непривитых, создаются идеальные условия для появления дальнейших мутаций коронавируса, причем эволюционировать он будет в сторону ухода от иммунной защиты.

За рубежом «зеленые паспорта» (Green pass) одним из первых ввел Израиль. Для непривитых там действуют жесткие ограничения: работников без Green pass отправляют в неоплачиваемые отпуска. QR-коды введены во многих провинциях Канады, а также в ряде штатов США. В Европе Green pass пришли на смену ПЦР-тестам. Но вакцинация во всех странах для населения бесплатна.

И напоследок. Недавно в Санкт-Петербурге состоялась научно-практическая конференция Futuremed. Ученые, врачи, общественные деятели обсудили самые острые вопросы вакцинации от COVID-19 и связанные с ней социально-психологические проблемы. Медики признают: вакцина не дает стопроцентной защиты, но значительно снижает риск тяжелого течения болезни. Так же, как прививка от туберкулеза помогает младенцам не умереть от этой болезни.

Что же касается возможных угроз здоровью потомства от ковидной прививки, то пока эксперты воздерживаются от комментариев. Отмечают лишь, что частицы вируса, помещенные в вакцину, в организме не размножаются. «Даже если мы не знаем каких-то подробностей о гипотетических, возможно долгосрочных, последствиях вакцины, то мы выбираем не между абсолютной безопасностью и реализацией вот этих гипотетических рисков. Мы выбираем между тем, чтобы заболеть и совершенно точно получить риски сейчас и, возможно, в будущем, и тем, чтобы вакцинироваться, защитив себя сейчас, и получить какие-то маленькие риски после вакцинации», — заявила одна из участниц дискуссии, биолог Антонина Обласова.

Елена ЛОБАНОВА
Фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *