Все больше молодых людей не торопятся вступать в брак лишь в угоду общественному мнению. Мужчины, оставаясь главными кормильцами в семье, начинают чаще разделять обязанности по дому со своими женами. А троих и даже четверых детей при наличии финансовых возможностей готовы завести треть россиян. Об этих и других тенденциях говорится в докладе «Российская семья: как сохранить традиции и обрести новые смыслы» Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и АНО «Национальные приоритеты».

Институт брака: факты и статистика
По данным статистики, на начало 2020 г. в России проживали 68,1 млн мужчин и 78,6 млн женщин, а единственная возрастная категория, в которой мужчин оказалось больше, — от 0 до 29 лет: здесь на 1000 женщин приходится 1050 мужчин. В остальных возрастных группах соотношение полов такое (на 1000 женщин): в группе 30–39 лет — 999 мужчин; 40–49 лет — 926 мужчин; 50–59 лет — 839 мужчин; 60–89 лет — 569 мужчин; 90–99 лет — 289 мужчин.

В наше время для многих брак перестал быть уступкой общественному мнению и попыткой соответствовать ожиданиям окружения — теперь это результат осознанного индивидуального выбора. В современной России семейный статус воспринимается как показатель надежности и ответственности, но его отсутствие не приводит к какой-либо стигматизации. Вопрос «Когда женишься / выйдешь замуж?» можно услышать, но сегодня он уже воспринимается как нарушение этики и вмешательство в личное пространство, а сам обряд постепенно приобретает символический характер — все большее количество молодых пар считают день свадьбы «своим», хотят провести его без пышных празднеств и большого количества гостей.

Важно отметить, что большинство наших сограждан (71%) предпочитают создать семью и зарегистрировать свои отношения. В 2014 г. только 56% россиян считали обязательным заключение брачных уз. В официальном браке состоят 52% наших соотечественников, 11% вообще не планируют создавать семью (наиболее высока эта доля среди разведенных, где каждый пятый, уже имея негативный опыт, не хотел бы повторять попытку), а каждый десятый россиянин предпочитает гражданский брак — в основном это молодежь и респонденты в возрасте до 34 лет (по 16% соответственно). 35% не имеют постоянных отношений, среди молодежи в возрасте до 24 лет таких 62%. Существуют представления и о подходящем для создания семьи возрасте: россияне считают, что мужчине лучше всего жениться в 28 лет, а женщине выходить замуж в 24 года.

Наши соотечественники достаточно нейтрально относятся к несовпадению в уровне дохода или политических взглядах (по 68% соответственно), социально-профессиональном статусе (65%), а также к бракам с разведенными (63%) или жителями другого населенного пункта (62%). Чаще всего неодобрение у россиян вызывают принадлежность супругов к разным конфессиям (30%) и брак с иностранцем (22%), однако эти числа снизились по сравнению с 2010 годом — семейные нормы и ограничения стали меньше влиять на выбор партнера. А вот большая возрастная дистанция между супругами по-прежнему остается предметом обсуждения и осуждения, хотя за последнее десятилетие несколько сократилась доля россиян, отрицательно относящихся к заключению таких союзов, — 36% (в 2010 г. — 42%), нейтральную позицию занимают 47%.

Семейные роли
«Эгалитарная» семья, семья равных считается идеальной моделью. Но внутрисемейные отношения зависят еще и от психологических особенностей супругов, опыта родительских семей и пр. С одной стороны, женщины успешно справляются с новыми ролями в экономической и политической жизни, в обществе немало бизнесвумен, мужчины осваивают традиционно женские домашние обязанности, и это приводит к размыванию маскулинных характеристик. С другой стороны, немало женщин одновременно жонглируют как традиционными установками («муж-кормилец»), так и современными трендами равного распределения ролей в семье. В советский период обе нагрузки, производственная и домашняя, возлагались на женщин, а сегодня двойную нагрузку несут мужчины: разделяя с женщинами внутрисемейные обязанности, они по-прежнему воспринимаются как добытчики, которые обязаны финансово обеспечивать семью.

— Сейчас происходит не ренессанс патриархальных отношений, а ренессанс трансформированного матриархата. Если нарисовать картинку изменений взаимоотношений в семье, то мы увидим три модели. Старая добрая викторианская Англия: рыцарь, а рядом с ним робкая пуританка, держит голову на его плече и опирается на его руку. Советское время — это «рабочий и колхозница», равноправные соратники. И, наконец, наше с вами время — могучая, сильная, принимающая решения «Она», и «Он» рядом, положил голову ей на плечо и держится за ее руку, — приводится в исследовании комментарий доктора психологических наук, заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Александра Асмолова.

Высокая нагрузка, утомительный ритм жизни, сокращение семьи до уровня нуклеарной (только родители и их дети) неизбежно снижают интенсивность общения. Одновременный расцвет интернет-технологий привел к появлению феномена «кибервдов». Так сегодня называют женщин, чьи мужья предпочитают проводить время в виртуальном пространстве. Оно постепенно вытесняет другие интересы, влияет на все сферы жизни. Проблему давно обсуждают в Японии, но сейчас она стала реальностью и в России. Для мужчин это часто — бегство от профессиональных и семейных обязанностей, с которыми они не способны справиться в том объеме, какой от них ожидает общество. В таких семьях отношения быстро деформируются: коммуникация между мужем и женой сокращается, ослабевают межличностные связи, дети, растущие в семьях с киберзависимым родителем, воспроизводят те же модели поведения, и семья как таковая перестает существовать.

Развод: трагедия или обычное дело?
Сегодня на разводящихся никто не смотрит осуждающе или с сожалением. Развод — распространенная практика для «текучего» общества с его вариативностью жизненных сценариев. Абсолютное большинство россиян считают разводы допустимыми. Только 10% убеждены в необходимости сохранения брака вне зависимости от причин возникновения внутрисемейных конфликтов. Список ключевых причин, побуждающих людей к разводу, за последние годы практически не изменился. Около половины (46%) наших сограждан считают, что чаще всего люди разводятся из-за бедности, отсутствия работы и возможности прокормить семью, измен и ревности одного из супругов (22%), эгоизма и непонимания (21%). Но за последние 30 лет российское общество выработало четкую позицию относительно случаев, при которых может быть принято решение не разводиться: невозможность «поделить» общих детей (34%) и материальная зависимость одного супруга от другого (25%). По вопросу, с кем лучше оставлять детей после развода, мнение россиян весьма консолидировано: 58% полагают, что это зависит от конкретных людей (смотря какой именно отец и какая мать). Пятая часть опрошенных полагает, что матери воспитывают детей лучше, чем отцы (20%). Важно отметить, что 15% граждан считают, что ни мать, ни отец не могут хорошо воспитать ребенка в одиночку, т. е. нужна полная семья. В 2020 году количество разводов сократилось по сравнению с 2019 годом на 9%. Ковидный 2020 год стал годом минимального количества разводов за последние 30 лет — в условиях высокой неопределенности во внешней среде семья остается последним оплотом стабильности. Кризис — не лучшее время для разрыва устойчивых связей.

Место ребенка в семье
Как показало исследование, решение о рождении ребенка на сегодняшний день ассоциируется с ограничением возможностей, остановкой карьерного роста и вынужденным изменением привычного образа жизни. Кроме того, многие женщины не решаются забеременеть, так как боятся родить особенного ребенка и не получить качественную медицинскую помощь.

В результате за последние годы выросло число бесплодных браков: люди долго идут к финансовой стабильности, а когда решаются завести ребенка, здоровье сделать это уже не позволяет. При этом сама по себе стратегия «чайлдфри», когда люди сознательно отказываются иметь детей, в России не слишком распространена и серьезно не влияет на демографические процессы.

С другой стороны, по данным исследования, многие российские семьи стали рассматривать вариант многодетности. В идеальных условиях 45% опрошенных хотели бы иметь одного-двух детей, трех и более — 32%. Постепенно уходит в прошлое неприглядный образ многодетной семьи, ассоциации с бедностью, тяжелыми условиями.

«Экономические меры поддержки семей с детьми чрезвычайно важны, государство предлагает множество вариантов поддержки, но только ими решить задачи демографического развития невозможно, необходимо постепенно формировать соответствующее мировоззрение», — отмечается в докладе.

Подготовила
Ольга ПЕТРОВА
по материалам с сайта
национальныепроекты.рф
Фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *