В октябре в Кемерове прошел окружной этап (2-й тур) общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств». Участие в нем приняли восемь лучших педагогов детских школ искусств по Сибирскому федеральному округу. Республику Хакасия представляла победитель регионального этапа конкурса, преподаватель Детской музыкальной школы № 1 имени А.А. Кенеля, заслуженная артистка РХ Ирина Николаевна НИКИФОРОВА.
— Ирина Николаевна, расскажите, как вы готовились к конкурсу?
— В 2015 году я уже была призером этого конкурса. Но тогда не нужно было никуда ехать. Нас, педагогов различных направлений, отбирали на уровне регионов, а затем документы отправлялись в Москву на второй этап. В этом же году все было в очном формате. Выдвинула меня Детская музыкальная школа № 1 имени А.А. Кенеля. Подготовка документов была серьезнее, нужны были ссылки на видеовыступления учеников и вообще много-много всего…
И вот в сентябре сообщили, что я победила на региональном этапе этого конкурса, и оказалось, что окружной этап будет проходить в Кемерове в очном режиме. Я готовилась, конечно, но в это время возникла серьезная проблема со здоровьем, думала, что не смогу поехать… К счастью, смогла выкарабкаться и поехала. Теперь даже рада, что побывала на таком интересном мероприятии. Благодарю Министерство культуры Хакасии за оказанную мне финансовую поддержку.
— Какая же атмосфера царила в Кемерове?
— Надо сказать, что заботу мы ощутили еще до приезда на конкурс благодаря нашему куратору Светлане Анатольевне Мухамедиевой. Много волонтеров было задействовано на мероприятии, и каждый был готов помочь, позаботиться. Окружной этап проходил в Кемеровском институте культуры. Он весь сверкающий, невероятная модернизация и цифровизация: всюду экраны, табло, на которых можно посмотреть расписание занятий, очень впечатлила библиотека, фонотека, музей… Все было в атмосфере творчества, доброжелательности. Хотя мероприятие было довольно напряженное и важное для нас, так как транслировалось на всю страну. Все время хотелось убрать из головы слово «конкурс». Организация была на высочайшем уровне! Хочется сказать спасибо за поддержку нашим модераторам и даже двум членам жюри, которые присутствовали очно (остальные 12 смотрели нас в записи). Если бы все проходило чопорно, то нам всем трудно было бы раскрыться. Думаю, что именно это ощущение свободы образов, мыслей, рождающихся в голове на основе 28-летнего опыта работы, позволило мне хорошо выступить на всех испытаниях.
Участвовало 8 человек: из Томска, Красноярского края, Омска, Новосибирской, Иркутской, Кемеровской областей, Алтая, Хакасии. Три художника, преподаватель игры на национальных инструментах, два хоровика, домристка и я — как пианист… Все разные, но готовые общаться, трудиться и обмениваться опытом и творческой энергией. Нам было интересно слушать друг друга, мы успели подружиться. У каждого была своя «изюминка». В первый день проводили самопрезентацию и открытый урок, во второй — круглый стол и дискуссию, а на третий была церемония награждения и праздничный концерт. Когда у членов жюри брали интервью, они признались: «Хорошо, что есть математика и можно подсчитать баллы. Иначе было бы сложно определять победителя. И было бы хорошо, если бы на следующий год ввели награждение по номинациям»… Полностью согласна, потому что каждого из участников было интересно слушать. И я воспринимала это как творческое мероприятие, на котором мы делились своим опытом.
— Что вы узнали, общаясь с другими педагогами?
— Например, как в разных регионах устроена система культурного образования, что в принципе происходит в их культурной жизни, как реализуются мероприятия, в том числе и с учениками, что есть у других, чего нет у нас. Еще обсуждали проблему дистанционного образования. Все помнят, как в марте 2020 года работа пусть не остановилась, но стала «домашней», на удаленке. Дистанционное обучение музыке, да и, наверное, любому виду искусства — это катастрофа! Необходимо «живое» общение с учеником через «живое» звучание.
И пусть победила педагог-хоровик из Томска, я нисколько по этому поводу не расстроилась, ведь от конкурса остались, прежде всего, приятные впечатления. Работа с учениками, их успехи и благодарность родителей — все это очень приятно, но педагогу необходимо все время совершенствоваться, и новые впечатления часто дают свежие эмоции в работе. А тут такая возможность выйти из зоны комфорта… Почему бы не воспользоваться?
— Вы занимаетесь и с детьми, и со студентами. Чем они наполняют вас?
— Да, мне очень повезло, что могу заниматься музыкой и с малышами, и с молодыми людьми. Все они разные. Вот студенты колледжа — это уже серьезные люди, которые твердо решили связать свою жизнь с музыкой, поступать в консерватории в крупные города. Студенты института также связали свою судьбу с музыкой. Я очень хочу, чтобы они все стали профессионалами своего дела. И делаю для этого все! Люблю всех своих учеников и студентов, но дети в музыкальной школе — это нечто особенное. Особенная энергетика что ли… Мне нравится открывать для них мир Музыки. А они создают вокруг себя такую удивительную атмосферу, понимают и видят то, что нам, взрослым, уже не заметить. Мы недооцениваем их. Ученики часто думают, что только я их учу, но и они помогают мне, подмечают то, что видно только со стороны. Поэтому так важно их мнение, когда они приходят на мои концерты. Для них очень важно, что я играю на сцене, да и сами они очень любят выступать на различных концертах и конкурсах.
Кстати, очень интересно наблюдать за учениками во время поездок на конкурсы, там они раскрываются еще больше. И именно в таких творческих поездках происходит настоящее сближение ученика с преподавателем.
— Вы — пианист, и этим все сказано. Но разве владение только одним инструментом не ограничивает тот спектр возможностей, которые дает музыка?
— Вовсе нет. Все как раз наоборот. Не требуется умение играть на множестве инструментов, чтобы быть профессионалом. Всего-то нужно быть погруженным в работу и постоянно совершенствоваться. Все-таки нам, пианистам, очень повезло в плане музыкального наследия. У нас огромное количество произведений высшей пробы, которые можно играть и наслаждаться.
А что до того, что слушать… Нельзя четко сказать, что какие-то композиции нехорошие или «вредные». Просто мы занимаемся на уроках классической музыкой. И вообще с развитием интернета и общедоступности информации можно посмотреть и послушать симфонические концерты, оперы — много всего. Однако у этой возможности есть один минус — если раньше, например, пластинки с классической музыкой раскупали быстро и бережно хранили, то сейчас все объекты этого нематериального искусства, увы, обесцениваются.
— Какие у вас ближайшие планы?
— Планы есть всегда, но в связи с тем, какая сейчас непростая ситуация в городе, в республике, говорить о чем-то наверняка сложно. Все же сейчас готовлюсь к сольному концерту в нашей филармонии 18 ноября. А к Новому году вместе с учениками готовим музыкальную сказку профессора Московской консерватории Александра Вершинина. Это довольно большой проект, и мы планируем поставить его в начале декабря вместе с руководством нашей детской музыкальной школы в концертном зале. Это будет настоящая инсценировка сказки вместе с сопровождающими музыку словами и картинками на экране. Будем надеяться, что скоро удастся провести премьеру этой замечательной постановки.
Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из личного архива Ирины Никифоровой