В октябре в Кемерове прошел окружной этап (2-й тур) общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств». Участие в нем приняли восемь лучших педагогов детских школ искусств по Сибирскому федеральному округу. Республику Хакасия представляла победитель регионального этапа конкурса, преподаватель Детской музыкальной школы № 1 имени А.А. Кенеля, заслуженная артистка РХ Ирина Николаевна НИКИФОРОВА.

— Ирина Николаевна, расскажите, как вы готовились к конкурсу?

— В 2015 году я уже была призером этого конкурса. Но тогда не нужно было никуда ехать. Нас, педагогов различных направлений, отбирали на уровне регионов, а затем документы отправлялись в Москву на второй этап. В этом же году все было в очном формате. Выдвинула меня Детская музыкальная школа № 1 имени А.А. Кенеля. Подготовка документов была серьезнее, нужны были ссылки на видеовыступления учеников и вообще много-много всего…

И вот в сентябре сообщили, что я победила на региональном этапе этого конкурса, и оказалось, что окружной этап будет проходить в Кемерове в очном режиме. Я готовилась, конечно, но в это время возникла серьезная проблема со здоровьем, думала, что не смогу поехать… К счастью, смогла выкарабкаться и поехала. Теперь даже рада, что побывала на таком интересном мероприятии. Благодарю Министерство культуры Хакасии за оказанную мне финансовую поддержку.

— Какая же атмосфера царила в Кемерове?

— Надо сказать, что заботу мы ощутили еще до приезда на конкурс благодаря нашему куратору Светлане Анатольевне Мухамедиевой. Много волонтеров было задействовано на мероприятии, и каждый был готов помочь, позаботиться. Окружной этап проходил в Кемеровском институте культуры. Он весь сверкающий, невероятная модернизация и цифровизация: всюду экраны, табло, на которых можно посмотреть расписание занятий, очень впечатлила библиотека, фонотека, музей… Все было в атмосфере творчества, доброжелательности. Хотя мероприятие было довольно напряженное и важное для нас, так как транслировалось на всю страну. Все время хотелось убрать из головы слово «конкурс». Организация была на высочайшем уровне! Хочется сказать спасибо за поддержку нашим модераторам и даже двум членам жюри, которые присутствовали очно (остальные 12 смотрели нас в записи). Если бы все проходило чопорно, то нам всем трудно было бы раскрыться. Думаю, что именно это ощущение свободы образов, мыслей, рождающихся в голове на основе 28-летнего опыта работы, позволило мне хорошо выступить на всех испытаниях.

Участвовало 8 человек: из Томска, Красноярского края, Омска, Новосибирской, Иркутской, Кемеровской областей, Алтая, Хакасии. Три художника, преподаватель игры на национальных инструментах, два хоровика, домристка и я — как пианист… Все разные, но готовые общаться, трудиться и обмениваться опытом и творческой энергией. Нам было интересно слушать друг друга, мы успели подружиться. У каждого была своя «изюминка». В первый день проводили самопрезентацию и открытый урок, во второй — круглый стол и дискуссию, а на третий была церемония награждения и праздничный концерт. Когда у членов жюри брали интервью, они признались: «Хорошо, что есть математика и можно подсчитать баллы. Иначе было бы сложно определять победителя. И было бы хорошо, если бы на следующий год ввели награждение по номинациям»… Полностью согласна, потому что каждого из участников было интересно слушать. И я воспринимала это как творческое мероприятие, на котором мы делились своим опытом.

Ирина НИКИФОРОВА: «Музыка рождается в свободе»

— Что вы узнали, общаясь с другими педагогами?

— Например, как в разных регионах устроена система культурного образования, что в принципе происходит в их культурной жизни, как реализуются мероприятия, в том числе и с учениками, что есть у других, чего нет у нас. Еще обсуждали проблему дистанционного образования. Все помнят, как в марте 2020 года работа пусть не остановилась, но стала «домашней», на удаленке. Дистанционное обучение музыке, да и, наверное, любому виду искусства — это катастрофа! Необходимо «живое» общение с учеником через «живое» звучание.

И пусть победила педагог-хоровик из Томска, я нисколько по этому поводу не расстроилась, ведь от конкурса остались, прежде всего, приятные впечатления. Работа с учениками, их успехи и благодарность родителей — все это очень приятно, но педагогу необходимо все время совершенствоваться, и новые впечатления часто дают свежие эмоции в работе. А тут такая возможность выйти из зоны комфорта… Почему бы не воспользоваться?

— Вы занимаетесь и с детьми, и со студентами. Чем они наполняют вас?

— Да, мне очень повезло, что могу заниматься музыкой и с малышами, и с молодыми людьми. Все они разные. Вот студенты колледжа — это уже серьезные люди, которые твердо решили связать свою жизнь с музыкой, поступать в консерватории в крупные города. Студенты института также связали свою судьбу с музыкой. Я очень хочу, чтобы они все стали профессионалами своего дела. И делаю для этого все! Люблю всех своих учеников и студентов, но дети в музыкальной школе — это нечто особенное. Особенная энергетика что ли… Мне нравится открывать для них мир Музыки. А они создают вокруг себя такую удивительную атмосферу, понимают и видят то, что нам, взрослым, уже не заметить. Мы недооцениваем их. Ученики часто думают, что только я их учу, но и они помогают мне, подмечают то, что видно только со стороны. Поэтому так важно их мнение, когда они приходят на мои концерты. Для них очень важно, что я играю на сцене, да и сами они очень любят выступать на различных концертах и конкурсах.

Кстати, очень интересно наблюдать за учениками во время поездок на конкурсы, там они раскрываются еще больше. И именно в таких творческих поездках происходит настоящее сближение ученика с преподавателем.

— Вы — пианист, и этим все сказано. Но разве владение только одним инструментом не ограничивает тот спектр возможностей, которые дает музыка?

— Вовсе нет. Все как раз наоборот. Не требуется умение играть на множестве инструментов, чтобы быть профессионалом. Всего-то нужно быть погруженным в работу и постоянно совершенствоваться. Все-таки нам, пианистам, очень повезло в плане музыкального наследия. У нас огромное количество произведений высшей пробы, которые можно играть и наслаждаться.

А что до того, что слушать… Нельзя четко сказать, что какие-то композиции нехорошие или «вредные». Просто мы занимаемся на уроках классической музыкой. И вообще с развитием интернета и общедоступности информации можно посмотреть и послушать симфонические концерты, оперы — много всего. Однако у этой возможности есть один минус — если раньше, например, пластинки с классической музыкой раскупали быстро и бережно хранили, то сейчас все объекты этого нематериального искусства, увы, обесцениваются.

— Какие у вас ближайшие планы?

— Планы есть всегда, но в связи с тем, какая сейчас непростая ситуация в городе, в республике, говорить о чем-то наверняка сложно. Все же сейчас готовлюсь к сольному концерту в нашей филармонии 18 ноября. А к Новому году вместе с учениками готовим музыкальную сказку профессора Московской консерватории Александра Вершинина. Это довольно большой проект, и мы планируем поставить его в начале декабря вместе с руководством нашей детской музыкальной школы в концертном зале. Это будет настоящая инсценировка сказки вместе с сопровождающими музыку словами и картинками на экране. Будем надеяться, что скоро удастся провести премьеру этой замечательной постановки.

Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из личного архива Ирины Никифоровой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *