На протяжении многих лет Абакан является одним из лидеров в республике по такому показателю, как число детей, изучающих хакасский язык в школах и детсадах муниципалитета. С каждым годом детсадовских групп и школьных классов, где у юных абаканцев есть все возможности изучать второй государственный язык республики, становится больше. Однако успехи муниципальной системы образования в деле организации обучения хакасскому языку обеспечиваются не столько ростом количественных показателей, сколько талантами и отношением к любимому делу педагогов. Яркий тому пример — более чем 20-летняя успешная работа творческого тандема двух воспитателей абаканского детсада «Чайка» Надежды СУДОЧАКОВОЙ и Инны ДУШИНИНОЙ.

В текущем учебном году воспитатели «Чайки» Инна Владимировна Душинина и Надежда Валериевна Судочакова отмечают интересный юбилей: 20 лет совместной работы — педагогами одной группы. За прошедшие годы коллеги, ставшие друг для друга практически родными, вырастили уже несколько поколений абаканцев. По словам Надежды Судочаковой, ее первым выпускникам в «Чайке» сегодня уже по 26 лет, среди них немало и тех, кто приводит в родной детский сад в центре Абакана своих детей, причем младших в семье. Педагогический стаж Инны Владимировны еще больше — 30 лет, 10 из которых она проработала в школе учителем начальных классов, 20 лет — в абаканской «Чайке».

Оба воспитателя пришли на работу в «Чайку», переехав с семьями на постоянное место жительства в Абакан. Так как обе женщины свободно владели хакасским, то им и доверили группу с изучением второго государственного языка. И вот уже на протяжении 20 лет воспитатели не только обучают абаканских деток языку, но и знакомят в целом с культурой хакасского народа. Естественно, в условиях современного многонационального города, каким и является наш Абакан, невозможно создать отдельную группу, состоящую исключительно из ребятишек только хакасских семей. Как правило, в группе из 25 человек детей из хакасских семей не больше 4–5, бывает и так, что в группе всего 2–3 ребенка из числа представителей титульного этноса. Однако и все остальные ребятишки с большим удовольствием изучают хакасский язык — ведь опытные воспитатели мастерски увлекают игровой формой обучения. На занятиях педагоги знакомят детей с жизнью, бытом, культурой хакасского народа, его обычаями, различными народными праздниками, разучивают народные хакасские игры («Рукавичка», «Сильные медвежата», «Игра в кости» и др.), рассказывают о творчестве известных хакасских поэтов, писателей, художников, актеров и т. д.

Стоит отметить, что родители воспитанников Инны Владимировны и Надежды Валериевны — представители самых разных народов, проживающих в Хакасии — с большим удовольствием отдают детей в группу с изучением хакасского языка. Современные родители желают, чтобы их дети знали второй государственный язык региона, где они проживают. Чтобы с самого раннего возраста знакомились с культурой республики, где они живут. С праздниками, традициями. Сами вместе с детьми знакомятся с элементарными фразами на хакасском. Как отмечают педагоги, насильно учить язык никого не заставляют — родителям и детям самим интересно узнавать новое, знакомиться с культурой хакасского народа. К тому же воспитатели ведут большую работу с родителями воспитанников: проводят для них консультации с привлечением психолога и социального работника, приглашают на различные мероприятия и праздники, проводимые в группе, советуют, какие книги читать дома малышам, в какие игры играть в свободное время, рекомендуют водить детей на постановки театра кукол «Сказка», детские постановки республиканских театров и т. д. Такая планомерная и целенаправленная работа по изучению хакасского языка, несомненно, дает результат — воспитывает юных патриотов Хакасии, прививает дошколятам любовь к родной культуре, родному языку, традициям и обычаям народа и бережное к ним отношение.

Стоит особо отметить, что все режимные моменты в группе (приглашение на обед, прогулки, просьба помыть руки перед едой и т. д.) воспитатели стараются проговаривать на хакасском языке. К тому же и младший воспитатель в группе Татьяна Васильевна Арыштаева также свободно владеет родным языком, работает с Инной Душининой и Надеждой Судочаковой уже более 10 лет.

Отвечая на вопрос корреспондента «Абакана», изменилось ли за годы работы воспитателей в абаканском детсаду отношение родителей к хакасскому языку, как изменились сами семьи воспитанников сада, педагоги отметили следующее:

— Не могу сказать, что раньше внимания хакасскому языку уделялось меньше: мы всегда изучали язык с ребятишками, в городском методическом объединении на этот вопрос также всегда обращали внимание. Однако растут поколения родителей, не знающих родного языка, соответственно, и дети уже не владеют языком свободно. Я разговариваю с родителями, они в основном ссылаются на нехватку времени — работают много, еще детей нужно водить на различные секции, многие стараются уже с детсада изучать английский. Поэтому в саду мы стараемся заинтересовать деток родной культурой, чтобы потом в более старшем возрасте они продолжили изучение языка, сохранили интерес к родной культуре, — говорит Инна Душинина.

— За прошедшие 20 лет дети очень сильно изменились, изменилось и отношение родителей к воспитателям, к саду в целом. Раньше, мне кажется, отношения были более доверительные, теплые, сегодня родители становятся более требовательными к детскому саду, к работе воспитателя. При том что, когда я начинала работать, многие родители были старше меня по возрасту, а сегодня они намного младше меня. Еще одно замечание: сегодня дети стали командирами в семьях, во многом родители исходят, прежде всего, из пожеланий своих деток. Возможно, это и хорошо, просто это другое поколение. Дети современные, несомненно, умные, активные, рассудительные, им все интересно. Главное — суметь их смотивировать, организовать их деятельность. В этом и заключается наша работа. Сегодня нам с Инной Владимировной это даже проще — у нас обеих есть внучки, мы вместе с ними смотрим мультфильмы, играем, в общем, мы на одной волне с нашими воспитанниками, — улыбается Надежда Валериевна.

По словам воспитателей, никакого секрета профессионального мастерства у них нет. Точнее, он один — нужно искренне любить детей, свою работу, и тогда все получится. Столько лет слаженно работать вместе им помогает уважение друг к другу, понимание, также, несмотря на несхожесть характеров, они органично дополняют друг друга. Нет такого, что один воспитатель строгий и требовательный, а второй — добрый и разрешает то, что запрещает первый. Вместе педагоги готовят и проводят праздники, мероприятия для родителей, открытые занятия для коллег — благо опыта и интересных творческих идей накопилось много и есть чем поделиться с начинающими воспитателями. Остается лишь пожелать педагогическому тандему еще много лет совместной работы и ярких достижений воспитанников.

Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из архива воспитателей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *