В воскресенье вечером, бессмысленно листая интернет-странички, наткнулся на весьма любопытный документ. Речь о государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее — программа). Написан он был еще весной, а 7 октября — утвержден правительством страны. И с первого января 2022 года сфера спорта будет жить именно в соответствии с этой программой. В том числе и в Абакане. Причем коснутся ее положения всех — спортсменов-сборников, тренеров спортивных школ, их воспитанников, родителей воспитанников, просто спортсменов-любителей. Как и прочие документы подобного рода, программа весьма пространна, но ряд моментов, безусловно, заслуживает внимания. Вот и почитаем вместе.

Занимательная арифметика

Вообще читать написанные казенным языком документы — редкое удовольствие. Признаюсь честно: порой, чтобы правильно понять ту или иную мудреную фразу, я начинаю считать запятые и прочие знаки препинания, а иногда и вовсе приходится действовать как в школе: подчеркиваем одной чертой подлежащее, двумя — сказуемое… Обычно помогает. Но в этот раз обошлось. Вроде бы все понятно и в принципе достаточно просто. Быть может, из-за того, что программа представляет собой теоретическую основу, из которой в дальнейшем будут расти другие — практические — документы. И вот в них-то — я уверен — сам черт ногу сломит.

А конкретно в этой программе все, как уже сказано, просто. Состоит она из пяти разделов. В первом дается оценка современному состоянию сферы спорта в России. И уже здесь возникает желание задать пару-тройку неудобных вопросов авторам, но в то же время есть и повод этих самых авторов похвалить.

Начнем с цифр. В некоторые из них я готов поверить — например, в то, что объем рынка фитнес-услуг составил 125 миллиардов рублей. Как-никак, спорт нынче — недешевое удовольствие, особенно для взрослого человека. Однако в то, что систематически спортом сегодня занимаются целых 62 миллиона россиян, я как-то не очень верю. Судите сами. Население страны сегодня — 146 миллионов человек. Путем нехитрых арифметических манипуляций, в частности деления, выясняем, что 62 миллиона — это где-то каждый третий. Хотя, если округлять по правилам, получается даже каждый второй. Но сделаем скидку.

А теперь посчитайте, сколько из ваших знакомых систематически — подчеркиваю — несут свои тела в спортзалы, на футбольные поля или еще куда-то, где сжигаются калории и зарабатывается здоровье. Получаются у вас такие же цифры? У меня нет. Может, я, конечно, не так считаю, но рядом приведены данные и по сельскому населению. Там тоже выходит, что каждый третий занимается спортом.

А вот согласно статистике организации «Трезвая Россия» каждый россиянин употребляет 109 литров алкоголя в год. Это банальный пересчет поглощенного в 2020 году алкоголя в стране на общее количество жителей. Уберите детей, и цифра получится еще более впечатляющей. Так вот, при наложении двух этих статистических выкладок получается любопытная картина — тренируемся и пьем.

Естественно, я утрирую, статистика — гораздо более сложная вещь. Хотя в любом случае цифры Минспорт приводит странные.

Но я обещал и похвалить первый раздел. Безусловно положительным моментом считаю часть, посвященную анализу вызовов и рисков. Как минимум за то, что сюда включили реальное сокращение доходов россиян, старение населения, финансовую неустойчивость завтрашнего дня (там, правда, несколько иная формулировка, но суть та же самая). Отдельная вишенка на этом правдивом торте — признание угрозой для реализации программы такого явления, как «недостаточное взаимодействие между исполнителями программы». Почему? Потому что беды того же хакасского спорта зачастую возникают именно из-за проблем с взаимопониманием: между министерством и муниципалитетами, федерациями и министерством, федерациями и спортшколами, спортшколами и руководством спортобъектов и т. д. Более важной первопричиной проблем могу назвать только нехватку денег. Да и ее подчас устранить проще, чем найти общий язык.

Так вот, понимание и принятие проблемы — это, как известно, первый шаг на пути к ее решению. Конечно, не факт, что теперь все вышеперечисленное наверняка изменится к лучшему. Но, по крайней мере, мы перестали бояться называть вещи своими именами.

Рецепт Понтия Пилата

Вообще первый раздел программы крайне любопытен. Тут можно анализировать и анализировать. Сверять с оценкой Минспорта свою оценку, и так далее. Но, напомню, в документе целых пять разделов. Посему продолжим.

Второй называет цели и расставляет приоритеты в развитии сферы физкультуры и спорта в стране. А цели и приоритеты, как ни крути, определяют и все остальное: потоки финансирования, иерархию поддержки и многое другое. Так вот цели программой определяются в соответствии с другими программными документами, принятыми руководством страны. Не будем вдаваться в подробное их перечисление. Сразу к сути.

А суть такова: к 2030 году 70% россиян должны систематически заниматься физкультурой и спортом, при этом для них должны быть созданы все условия — инфраструктура, кадры и так далее. Кроме того, к этому периоду конкурентоспособность российского спорта на международной арене должна быть — скажем без казенщины — ого-го какая! Да, вот так все лапидарно. Но в то же время пространно. А хочется конкретики. Какого-то расписанного по этапам плана. Но тогда программа вряд ли уместилась бы на десяти страницах. С другой стороны, пространность всегда оставляет место для маневра. Да и план на десять лет не так уж просто составить. Особенно учитывая нынешнюю экономическую и политическую конъюнктуру.

В программе же роль маркеров развития выполняют приоритеты. Но там все то же: нас будут вовлекать, для нас будут расширять… Ну и еще несколько слов типа «развитие», «совершенствование» и иже с ними. Канцеляризм в чистом виде.

Но есть и более интересные абзацы. Например, вводится система показателей, по которой будет отслеживаться реализация программы. Для каждого ее субъекта показатели будут свои. Какие конкретно — не указано. Но черным по белому написано: от того, как стабильно регионы России добиваются высоких показателей, зависят объемы дальнейшего финансирования из федерального центра.

Ну да, как потопали — так и полопали. Однако же, это Россия, где страсть как «любят» разнообразные «палочные» системы. И умеют с ними «работать» — там дорисовал, там подтер, в конце года проиндексировал… И все сошлось. Все пожали друг другу руки, подписали отчет и переходят в режим ожидания. Либо деньги упадут за «хорошую» работу. Либо проверяющий нагрянет, что, опять же, не то чтобы кризис. Повозили, нарисованные объекты показали, национальным колоритом замаскировали, пыль гостеприимства в глаза пустили — авось пронесет. Гоголевского «Ревизора» все помнят?

Другой вариант развития событий я называю «страх и ненависть в Лос-Анджелесе». Закрутить гайки, буквально выжать из подчиненных и подопечных результат. А там трава не расти. Свеженькая история о QR-кодах в хакасских кафе и учреждениях культуры как раз в тему.

А все от чего? Большинству руководителей регионов, как мне кажется, спорт в принципе безразличен — просто очередная головная боль, от которой хочется избавиться побыстрее. И действуют они по рецепту булгаковского Понтия Пилата — умывают руки. Каждый по-своему.

И вот как с этим бороться? К сожалению, в программе Минспорта об этом — ни слова.

Продолжение в следующем номере.

Анзор САБАНОВ
Фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *