В предстоящее воскресенье, 17 октября, россияне будут отмечать новый праздник — День отца. 4 октября его своим указом учредил Владимир Путин: День отца будет отмечаться в третье воскресенье октября, указ вступил в силу со дня официального опубликования. Безусловно, в Абакане много счастливых семей, где папы уделяют много времени и сил своим детям, стараются дать им хорошее воспитание и образование. О тех, кто мог бы стать примером для других горожан в деле семейного воспитания, «Абакан» обязательно расскажет, однако сегодня мы решили познакомить читателей с молодым абаканцем, воспитывающим 18 детей — все вместе они с радостью работают, учатся, ходят в походы и весело отдыхают. Эта большая дружная команда — ученики 3-го «В» класса абаканской школы № 23 и их любимый учитель Дмитрий Николаевич ЖЕЛЕЗНЯКОВ.
Согласитесь, педагогов-мужчин сегодня в школах не так много, а уж если говорить о начальной школе, то там их и вовсе единицы. Однако наш сегодняшний собеседник не видит ничего экстраординарного в том, что работает учителем начальных классов.
— Каждый человек имеет свое предназначение. Мое предназначение — учительство. Я ведь не просто учитель, а первый учитель, это очень важная и ответственная работа. Именно от меня зависит, как сложится школьная жизнь ребенка, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Вообще, на мой взгляд, нет профессии более многогранной и творческой, чем учитель, — отмечает Дмитрий Железняков.
В свое время, еще будучи учеником родной Танзыбейской школы, Дмитрий с огромным уважением и почтением относился к своим педагогам. Плюс родной старший брат по окончании школы поступил в педагогический колледж. Пример близкого человека, доверительные беседы о плюсах и сложностях в работе учителя еще больше укрепили в молодом человеке желание связать свою судьбу с педагогикой. Дмитрий поступает в ХГУ им. Н.Ф. Катанова, в Институт непрерывного педагогического образования. Нужно ли говорить, что из набора в 43 человека он был единственным молодым человеком на курсе? Впрочем, учиться, вспоминает Дмитрий, было очень интересно и весело. А вот тот факт, что молодого человека, еще студента 5-го курса, приняли на работу по специальности, Дмитрий считает не иначе как волей судьбы.
— На летних каникулах после 4-го курса я обошел несколько абаканских школ — узнать, есть ли вакансии учителя начальных классов. В августе уехал на практику в оздоровительный лагерь «Беркут» инструктором по физической культуре. Неожиданно в школе № 23 появилась вакансия, директор школы решила пригласить меня. Однако до меня не дозвонились, так как на тот момент сотовой связи в той местности, где расположен лагерь, не было. Я вернулся в город лишь 28 августа, и оказалось, что вакансия учителя начальных классов все еще свободна. За оставшиеся три дня до начала нового учебного года меня приняли на работу, помогли подготовиться, да и позже всячески опекали и поддерживали. Огромное спасибо коллегам, завучам и директору школы Надежде Геннадьевне Усовой за то, что поверили в меня, — говорит молодой человек.
Дмитрий Железняков с улыбкой отмечает, что обычно люди в поисках работы стараются найти что-то поближе к дому либо какие-то другие выигрышные моменты. В его же случае, школа № 23 — территориально самая далекая от дома. Однако за все четыре года работы Дмитрий ни разу не задумывался о смене места работы, ведь коллектив и, главное, дети стали для него родными людьми.
Интересуюсь у собеседника, как восприняли родители учеников то, что вместо привычной им учительницы, проработавшей с их детьми первый класс, пришел молодой человек.
— На тот момент мне было 23 года. В принципе, меня приняли хорошо, каких-то негативных комментариев, неприятия по причине того, что я — мужчина, такого не было никогда. Единственное, я слышал, некоторые из родителей опасались, что их детей будет учить педагог без опыта. Однако мне удалось очень быстро расположить к себе и учеников, и их родителей. Мы проводили много мероприятий, везде я старался задействовать родителей, плюс дети всегда дома рассказывают, как прошел их день в школе, было ли им интересно. В итоге нам очень быстро удалось найти общий язык с родителями моих учеников. Эти ребята уже перешли в среднюю школу, с родителями детей из моего второго набора у нас также очень хорошие отношения и понимание в работе, — отвечает на мой вопрос педагог.
Никто из друзей и родных также не удивился профессиональному выбору Дмитрия. Родители, по словам моего собеседника, всячески помогали и поддерживали.
— Возможно, это прозвучит высокопарно, однако мне очень хочется внести свой, пусть маленький, вклад в дело повышения престижа профессии педагога. Вспомните, в советские годы сколько великих педагогов-мужчин работало в школах! В институте мы изучаем наследие Антона Макаренко, Василия Сухомлинского, Шалвы Амонашвили и др. Нужно, чтобы и сегодня в современной школе работало больше мужчин-педагогов, — считает молодой человек.
Сегодня педагоги в своей работе, говорит мой собеседник, должны учитывать особенности детей поколения «Z» — их жизнь с малых лет неразрывно связана с гаджетами, они прекрасно владеют технологиями поиска информации.
— Мне это также близко, я хорошо понимаю эти особенности современных детей и стараюсь использовать современные тенденции на занятиях. Например, на уроке технологии ребята получают определенные задания на свои телефоны (сегодня у каждого ребенка есть смартфон). Дети привыкли использовать свои телефоны в развлекательных целях, а на уроке мы используем их в обучающем процессе — и это очень интересно, — отмечает учитель.
Старшие коллеги-педагоги школы № 23 отзываются о Дмитрии Николаевиче как методически грамотном, творчески работающем педагоге, искренне любящем свою профессию. Его уроки всегда интересны, дети не знают слова «скука». Ученики Дмитрия Николаевича принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах, выставках разного уровня. Одна из недавних побед — воспитанники Дмитрия Железнякова заняли первое место в городском конкурсе-фестивале «Под парусом весны». Активной жизненной позиции педагог учит детей собственным примером.
Дмитрий Николаевич является организатором и ведущим городских профессиональных педагогических мероприятий, он входит в состав молодежного педсовета педагогических учреждений города Абакана, а также возглавляет профсоюзную организацию школы, в рамках которой стал участником городской профсоюзной педагогической школы «Я профсоюзный лидер». Педагог входит в состав команды «Педсовет» образовательных учреждений города Абакана, которая в 2018 году стала призером, а в 2019-м — победителем фестиваля работающей молодежи «Молодость плюс…». Также Дмитрий Николаевич является членом команды КВН «Помоги развиться» — призера муниципального конкурса между общеобразовательными учреждениями города Абакана. В 2021 году Дмитрий Железняков стал одним из победителей городского конкурса среди молодых педагогов на получение знака «Вдохновение». Стоит добавить, что во всех начинаниях и конкурсах Дмитрия поддерживает и помогает на непростом пути к победе супруга Анна Артуровна, также педагог по профессии — учитель информатики в школе № 12.
В завершение нашей беседы интересуюсь у Дмитрия Николаевича: по прошествии четырех лет работы с детьми какими советами он бы поделился с коллегами — молодыми педагогами, только начинающими свой профессиональный путь в школе?
— Самое главное в работе учителя, на мой взгляд, заключается в следующем. Мы не просто учим ребенка каким-то знаниям, ежедневным трудом мы подводим его к осознанию, что только он сам создатель своего счастья, учим детей верить в себя, в свои силы. Главная цель нашей работы — в мотивации ребенка к получению новых знаний. Школьные годы скоротечны, а взрослая жизнь полна непредсказуемых сложностей. Нам, учителям, нужно успеть подготовить ребенка, научить принимать решения и нести за них ответственность, — завершает нашу беседу Дмитрий Николаевич.
Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из личного архива Дмитрия Железнякова
Далеко пойдёт парень!