В Русском театре им. М.Ю. Лермонтова скоро появится Петербург Достоевского. Большая сцена будет заселена жителями сумрачного, холодного города на Неве…
Речь о проекте «Достоевский. Повесть о несостоявшемся счастье», грант на реализацию которого Русский драмтеатр выиграл еще в декабре 2020 года. Благодаря Фонду поддержки и развития театрального искусства Хакасии при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в театре появится постановка о жизни Федора Михайловича Достоевского. Она приурочена к юбилею: 11 ноября исполнится 200 лет со дня рождения русского писателя, мыслителя, философа и публициста Ф.М. Достоевского.
При этом весной еще не было даже пьесы, лишь собирался материал, прощупывалась почва, было погружение в глубину этого масштабного проекта. И тогда режиссер Евгения Колесниченко и драматург Анастасия Букреева отправились в творческую командировку в Омск. Туда, где Федор Михайлович провел четыре года каторги. В том месте производятся раскопки, археологи находят артефакты.
Во время экскурсии по территории острога экскурсовод вручил девушкам из Хакасии необычный кирпич… Это кирпич одной из казарм, расположенных на территории (возможно, той, где жил Федор Михайлович, и его рука прикасалась именно к этому кирпичу). На нем изображена крестообразная метка. В 19-м веке десятый и сотый кирпичи помечали крестом, чтобы видеть, сколько штук ушло в кладку. Этот символичный кирпич постановочная группа и «закладывает» в фундамент спектакля. Театр теперь бережно хранит эту уникальную реликвию.
В мае в рамках лаборатории «На равных», которую провел театр им. М.Ю. Лермонтова, был написан дайджест. Актеры попробовали свои силы в этой теме в эскизе к спектаклю, а к августу драматург уже написала пьесу «Достоевский. Повесть о несостоявшемся счастье». И вот на протяжении последних двух сентябрьских недель актеры анализируют, исследуют, смакуют произведение в поисках адекватного сценического решения.
Пьеса наполнена фактами из жизни Достоевского и цитатами из его великого пятикнижия. Как сообщила постановочная группа театра, это будет жанр «мокьюментари». То есть вместе с реальными документами, фактами из жизни писателя в канву спектакля будут вплетены рассуждения, предчувствия и интуитивные эксперименты создателей постановки.
— Этот текст безумно тяжелый и «ненастоящий» для нас. И чтобы его произносить убедительно, нужно буквально понимать каждое слово. Это ежедневное прочитывание, объяснение, эксперименты, захождение в материал с другой стороны… Кажется, что жанр оправдал себя: мы уже не знаем, где правда, а где вымысел. Есть человек, которого мы пытаемся вылепить, используя свой опыт и его произведения. Его биография — наш каркас, на который мы навинчиваем художественное и авторское понимание. Мне 30 лет, я столько училась… А вот момент, что Достоевский оказался на эшафоте, а потом его в последнюю секунду оправдали, почему-то ускользнул от меня. Для меня это стало открытием. Той самой творческой искрой, которая вдохновила нас на создание проекта, — рассказывает режиссер Русского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова Евгения КОЛЕСНИЧЕНКО.
Достоевский был уникальным человеком и гениальным писателем. Он умел сделать из обычного — необыкновенное, даже его болезнь — эпилепсия стала порталом в другой мир. Он нередко находился на грани жизни и смерти, но в эти моменты ему открывалось что-то мистическое… И отталкиваясь от этой идеи, постановочная группа отчетливо поняла: «Все герои Достоевского жили вокруг него, он списывал их с настоящих людей. Они жили с ним всегда. Возможно, в каких-то ситуациях Федор Михайлович мог проявлять себя как Родион Раскольников или Настасья Филипповна, но чаще, наверное, как Соня Мармеладова…»
Конечно, зритель будет общаться и с его персонажами. Ведь они зеркало души загадочного писателя…
Но до того, как жители и гости Хакасии прикоснутся к материалу, мы решили пообщаться с актером, исполняющим главную роль. Федора Михайловича сыграет Роман Кремзуков.
Поинтересовались у него: «Кем бы он был на суде над Раскольниковым: адвокатом или прокурором?»
Артист ответил: «Я бы был Раскольниковым!»
Те проблемы, чувства людей, о которых рассказывал писатель в своих романах и повестях, актуальны по сей день… Например, вспомним крылатое выражение из романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» о «слезинке ребенка». Иван Карамазов, беседуя со своим братом Алешей, послушником монастыря, говорит о своем неприятии Бога, допускающего страдания невинных детей, противопоставляя «слезинку ребенка» грядущей мировой гармонии и отвергая гармонию, достигаемую такой ценой. Речь идет о соотношении цели и средств, которые используются, чтобы достичь ее. И это сейчас настолько актуально в нашем современном суетном и жестком мире, где происходит размывание понятий добра и зла. Когда войны оправдываются высокими целями и не берутся во внимание страдания невинных людей и даже их смерти.
Общеизвестно, что Федор Михайлович был борцом за справедливость и свободу, милосердие и любовь. При жизни у него было множество социальных ролей, но как же исполнить его роль? Как показать самого Достоевского?
— Не так давно мы приступили к этой работе. Очень сложно понять, что это был за человек. Все его знают по книгам как писателя-романиста, а как обычного человека не знает никто. Что он любил и что ненавидел? На что обращал внимание на прогулке? Куда устремлял свои силы в начале своего творческого пути, в середине и в конце… Так много вопросов! Но так интересно разбираться в этом. Тяжело, но увлекательно. Уверен, я найду необходимое, важное и цепляющее. Время до премьеры еще есть, — размышляет артист Роман КРЕМЗУКОВ.
— Мы не ожидали, что этому проекту суждено было сбыться. Ведь подавая проект на грант, мы прекрасно понимали, что к 200-летию Достоевского будет много творческих проектов, — говорит руководитель литературно-драматургической части театра Мария БЕКК. — Министерство культуры РФ решило поддержать в числе прочих именно наш проект, значит, он в какой-то мере удачлив уже с самого начала. Это — хороший знак. Когда объявили результаты конкурса, мы обрадовались, а позже пришли в легкий ужас — это ведь Достоевский! В истории театра никогда не было спектаклей по произведениям самого Федора Михайловича. Думаю, отчасти потому, что писатель до сих пор остается для многих автором, писавшим мрачные и тяжелые истории. Мы решили, что спектакль по одному из его произведений всегда успеем поставить, ведь он уже всё написал и всё нам оставил для понимания и воплощения. Для нас оказалось намного важнее рассказать о Достоевском, почему он стал таким, каким стал. Да и, по сути, разобраться, каким же он стал. Мы хотели бы показать, что если уж он и был мрачным, то имел на это прав больше остальных. Это, пожалуй, единственный автор, переживший свою смерть: он ведь действительно готовился умирать на эшафоте. Эта сцена также будет в спектакле. Перед нами лежит парадоксальная задача: будучи театром, убрать всю театральность из многих сцен.
В формировании спектакля для художника ключевым является жанр. Именно он диктует правила, по которым будут существовать актеры, то, как смонтируются друг с другом сцены, сценография и костюмы. В данном случае жанр — мокьюментари. Поэтому, по словам художника Анны Поляковой, и в сценографии, и в костюмах будут использованы безусловные предметы, исторические краски, натуральные материалы, к примеру отфактуренное старое дерево… Сама Анна — из того самого Петербурга, который будут показывать на сцене местного театра.
Постановочная группа рассказывает: удивительные вещи происходят во время постановки именно этого спектакля. Например, на первой репетиции на Большой сцене в зрительный зал каким-то образом залетела синичка и согласно чирикала на все реплики артистов на сцене. А потом и вовсе стала летать над сценой, будто одобряя происходящее. Вроде бы пустяк, но такого никто из актеров никогда не видел за долгие годы работы в театре. Артисты тоже делятся мистическими историями, которые с ними происходят во время работы над постановкой. Возможно, всё дело в том, что за последние годы это одна из самых волнительных, трудных, но вместе с тем и самых долгожданных творческих работ…
Премьера состоится в конце октября, но до этого времени у зрителей была уникальная возможность побывать на открытой репетиции. Это шанс познакомиться с новым спектаклем задолго до его премьеры, понять, что такое творческий поиск, ведь некоторые сцены могут не войти в итоговую версию постановки. Вместе с занавесом для театралов открылся удивительный мир… Где много маяков, которые ведут к осмыслению Мира, осознанию себя и духовной гармонии… Через страдания, боль и очищение…
Екатерина ШАХАЕВА
Фото Екатерины Станкевич
Роман Кремзуков: «… а как обычного человека его не знает никто». Да неужели? Столько книг, воспоминаний, биографий! Надо было сказать «а как обычного человека я его не знаю, но постараюсь побольше прочесть»…