Архивы свидетельствуют, что в 1707 году трудами енисейских (красноярских) казаков на Енисее была построена Абаканская крепость — в 60 верстах от устья реки Абакан, на месте старого Краснотуранска (другое его название — Абаканск), ныне это зона затопления Красноярского водохранилища. Позднее, в 1718 году, выше по течению Енисея казаки ставят еще одну крепость, получившую наименование Саянская.
Деревянная крепость была основана по прямому указанию царя Петра I. С постройкой этих укреплений на правом берегу Енисея был перекрыт основной путь сообщения местных инородцев с Урянхаем (Тывой), откуда зимой по льду реки приходили вооруженные отряды монголов и джунгар для сбора ясака с местных племен — предков современных хакасов. Поставив перед своими воеводами цель удержать южно-сибирскую территорию за собой, русское правительство в 1716 году отдает приказ построить еще одну крепость, на озере Косоголь. На следующий год вдвое усиливается гарнизон Канского острога, куда по жребию были переселены семьи донских, терских и волгских казаков.
С целью пресечения самовольных кочевок различных племенных групп инородцев Минусинской котловины — новых подданных людей русского царя из кайсотской, соянской, камасинской и маторской землиц — за Саяны и ликвидации каких-либо территориальных претензий маньчжурских и джунгарских правителей к России, был разработан проект строительства казаками нескольких новых укреплений, острогов и форпостов. Красноярской воеводской канцелярии предписывалось: «…разведать территории на реке и наметить по Енисею места под город, рубленый или земляной, вблизи Саян, и город за Саянским камнем, в устье реки Хемчика». Из донесения сибирского губернатора князя Гагарина Петру I, посланного им из Тобольска — первой столицы Сибири: «…по Енисею-реке вверх до Саянского камени и за Саянским каменем велел им, казакам красноярским да томским, а тако же и всем иным, ныне же делать крепости из Красноярска-городу, и населивать их буду, Государь, людьми из разных мест и городов. А для этого строения послал я по твоему указу стольника Дмитрия Зубова. Тако же, Государь, и на Косоголе-озере крепость делать казакам из Иркутского острогу велел…»
Выполняя это распоряжение, красноярские «дети боярские» — Андрей Еремеев и Иван Нашивочников — провели разведку местности и приступили к исполнению приказа сибирского губернатора. Нелегким было и строительство Саянского острога. Из Красноярска сюда в октябре 1717 года был послан отряд казаков общим числом в 300 человек. Руководил работами Нашивочников, бывший в чине сотника конных казаков. Крепость он решил поставить в ином месте, на противоположном берегу реки, где имелось обилие строевого леса. В дальнейшем в крепости был размещен постоянный гарнизон числом в 100 казаков — бывших строителей укрепления. В Саянске имелась крепостная артиллерия в количестве 6 пушек единорогов и нескольких мелких фальконетов. Крепость и ее гарнизон фактом своего нахождения на месте обеспечивали безопасность всей присоединенной территории Минусинской котловины. С окончанием строительства Саянской крепости было закончено создание системы казацких форпостов и караулов, которая, наряду с мощной естественной преградой — Саянскими горами — обеспечивала относительно спокойную обстановку в этом регионе. В 1728 году численность казачьего гарнизона в Абаканской крепости была уменьшена почти вдвое, а в Саянской крепости она была сокращена до 60 вооруженных казаков. Высвободившиеся казаки были переведены в другие форпосты и укрепления, расположенные в приграничной полосе: Арбаты, Таштып, Монок, Означенное… Всеми гарнизонами, находившимися в непосредственной близости от Абаканской и Саянской крепостей, руководил пограничный дозорщик Абаканской линии китайско-русской границы, своего рода главный смотритель всей приграничной территории. В крепости часто приезжали казаки из других отдаленных пограничных караулов, главным образом за порохом, провиантом и по другим хозяйственным и бытовым нуждам.
Так сложилось, что по условиям мирных договоров России с Китаем 1727–1728 годов русско-китайская граница оказалась разделенной широкой ничейной полосой. Поэтому казаки, посланные для охраны южно-сибирского участка границы, постоянно вели уточнение межевой полосы, для чего составлялись так называемые разменные письма, одно из которых, в частности, гласило: “…на вершине Эргик-Таргак-Тайга, на левом конце, на дороге, наверху поставили два знака… Оная граница учинена против прежнего владения подданных людей Российской Империи…” Раздел территории между Россией и Китаем прошел по горным хребтам от реки Аргунь до реки Абакан, вдоль владений Джунгарии. Всего, начиная от Кяхты и далее на запад, казаки установили 24 пограничных знака-маяка. Это были, как правило, парные каменные насыпи. На территории бывшей Енисейской губернии таких пограничных знаков было пять. Еще в 1719–1720 годах сержант геодезии Петр Чичагов, занимаясь составлением «Чертежа о Сибири и контайшиной земли», впервые нанес на карту новые, только что присоединенные земли, расположенные в бассейне Верхнего Енисея. В 1728–1729 годах он же составил карты Мангазейского, Красноярского и Енисейского уездов губернии. (К слову сказать, оригиналы данных карт хранятся до настоящего времени в Парижской национальной библиотеке.) Несколько ранее, в 1716 году, служилые красноярские казаки поставили небольшую деревянную крепость у озера Хубсугул. Однако это русское укрепление было снесено в 1721-м по настойчивой просьбе китайцев, усмотревших в строительстве этого сооружения очередную попытку русских захватить территорию Прихубсугулья. Тувинцы (урянхайцы, урянхи) в составе Джунгарии составляли отдельное ханство, которое было передано джунгарами правителям Китая в 1739 году под угрозой большой войны. Вероятно, поэтому вся эта территория находилась под сильным маньчжуро-китайским влиянием вплоть до начала ХХ века.
Следует сказать, что в самом начале присоединения южно-сибирских земель к России охрана границы была весьма условной и слабой, так как велась местными жителями. Однако в 1755–1758 годах, в связи с угрозой вторжения китайской армии на Алтай, охрану пограничной линии несут уже казачьи гарнизоны, образовав свои деревни, станицы и форпосты. Такими населенными пунктами, в частности, были: Арбаты, Таштып, Нижний Имек, Монок, Ново-Покровка, Бея, Табат, Означенная, Большой Луг, Чехан, Бузуново, Шадат, Каратуз, Оя, Кебеж, Суэтук, Саянская, Каптырево. Общее число русских поселений более 60. Надо отметить, что красноярские и томские казаки, ставшие первыми русскими жителями этих мест, были поселены в этих местах не по хозяйственным, а по военным соображениям. Их обязанностью являлась защита присоединенных территорий и всего проживающего на ней старожильческого населения — русских переселенцев и представителей «разнородных объединенных племен» (предков современных хакасов). Для этой цели, например, от Бийска на Алтае и до Саянской крепости, расположенной почти в самом центре Минусинской котловины, в 1741 году царским правительством было принято решение об учреждении в Сибири новой Кузнецкой пограничной линии. Охрана этой пограничной территории в те далекие от нас годы целиком лежала на кузнецком и красноярском казачествах, основавших здесь свои поселения в 1755–1787 годах.
Сергей БАЙКАЛОВ
Фото из открытых источников