В Хакасии не утихают споры вокруг сводного тома предельно допустимых выбросов (далее — ПДВ) для Абакано-Черногорской агломерации. Министерство природных ресурсов и экологии республики рапортует о значимости этого тома, подготовленного подрядчиком — московской компанией «ПРОЕКТ Е4». В то же время представители ряда общественных организаций, в том числе и Экологической палаты РХ, убеждены в том, что документ разработан с целым рядом нарушений и фактически бесполезен. Согласны с этим и экологи соседнего Красноярска, где аналогичный том ПДВ разработан достаточно давно и уже стал основой для ряда серьезных шагов к решению экологических проблем. В частности, известный красноярский эколог Сергей Шахматов уверен, что представленный хакасским Минприроды документ не соответствует существующим экологическим реалиям.
Экологический ребус
Прежде всего, что собой представляет сводный том ПДВ? По сути, это своего рода инвентаризационная ведомость всех существующих на той или иной территории источников загрязнения атмосферного воздуха. Причем ведомость подробная, которая включает в себя не просто перечисление источников, но и их основные характеристики — объем выбросов, их состав, высота, на которую они поднимаются, и так далее. В итоговом виде этот документ демонстрирует, какова нагрузка на атмосферный воздух в той или иной области и соответствует ли она санитарным нормам. И уже отталкиваясь от этой информации, власти разного уровня планируют мероприятия по решению экологических проблем.
Но работает вся эта цепочка только при условии прочности всех звеньев. И прежде всего начального. То есть, том ПДВ должен в максимально возможной степени отображать реально существующее положение дел. Документ, разработанный в Минприроды РХ для АбаканоЧерногорской агломерации, от реалий далек, убеждены экологи-общественники региона. Так, по информации Экологической палаты Хакасии, в томе ПДВ не содержатся, в частности, данные по выбросам частного сектора. Между тем, по словам красноярского эколога Сергея Шахматова, который уже давно участвует в решении экологических проблем Хакасии, для Абакана именно выбросы частной застройки являются основным видом загрязнения атмосферного воздуха. Это демонстрируют экологические датчики общественного контроля, несколько лет назад установленные в нашем городе.
Сергей Шахматов, эколог:
— У нас наработана почти трехлетняя статистика качества атмосферного воздуха по Абакану и Минусинску. В том числе по территории прилегающей к Абакану частной застройки. Мы выяснили сегодня, что в отопительный сезон — в осенне-зимне-весеннее время — при температуре ниже +10… +5 основным видом источников загрязнения атмосферного воздуха являются как раз автономные источники теплоснабжения. Это и печное отопление, и котлы частного бизнеса, который отапливает свои склады, производства и так далее. Вклад этого источника в загрязнение атмосферного воздуха в Абакане составляет 75%. Вдумайтесь в эту цифру!
К сожалению, в нынешнем томе ПДВ, который выпустило Министерство природных ресурсов и экологии Хакасии, эти цифры не указаны и не учтены. Поэтому этот документ фактически не соответствует реалиям. И по нему нельзя дальше планировать ни градостроительную политику, ни политику при формировании экологических программ в Абакане, так как он не соответствует действительности. Это первое.
Второй момент. Абакан находится в Минусинской котловине. В Минусинской котловине, кроме Абакана, находятся приграничные, очень большие, кластеры частного сектора — Черногорск, другие города поменьше, дачные массивы и так далее. Так вот, никто не отменял трансграничного переноса вредных веществ из-за пределов границ Абакана. Это касается Минусинска, Черногорска и других прибрежных, прилегающих к границе Абакана территорий. Сегодня метеорологическая ситуация в Минусинской котловине разная. Как правило, дует со стороны Абакана в Минусинск. Но бывает, что дует и из Минусинска в Абакан, и из Черногорска в Абакан. И эти моменты тоже не отражены в существующем томе предельно допустимых выбросов города Абакана.
Не там ищете…
В Минприроды Хакасии поясняют, что данные по выбросам частного сектора в сводном томе ПДВ все же есть. Они учтены по значениям фоновых концентраций. Как отдельно взятый источник загрязнения, добавляют в ведомстве, их указать не представляется возможным, так как в России отсутствует утвержденная методика подсчета подобных выбросов. Но, позвольте, Красноярск этот ребус решил. И был он, как выясняется, не то чтобы крайне сложным.
Сергей Шахматов, эколог:
— Методики расчета выбросов частного сектора, принятой в Минприроды России и зарегистрированной в Минюсте, действительно нет. Она в разработке. Но как мы учли выбросы от частного сектора при разработке красноярского тома ПДВ? Мы взяли рекомендации отраслевого института страны, который называется НИИ «Атмосфера» (Санкт-Петербург), и по их методике очень просто и быстро посчитали выбросы от частного сектора. Более того, мы посчитали выбросы населенных приграничных территорий, которые находятся на границе с Красноярском и которые по розе ветров тоже влияют на качество воздуха города Красноярска. Использовать эти методические рекомендации никому не запрещено. В нескольких городах пошли по данному пути. Таким образом посчитали выбросы от частного сектора не только в Красноярске, но, допустим, в Улан-Удэ, который так же страдает, как и Минусинск с Абаканом. Все эти ответы Минприроды просто отговорки.
В общем, «ищите и обрящете». Или по-другому — кто ищет, тот всегда найдет. В Хакасии нужных методик не нашли. Хотя вот он, пример — в четырехстах километрах. Совсем рядом в масштабах России.
Обостряется ситуация еще и тем, что полный текст тома ПДВ для Абакано-Черногорской агломерации недоступен для всеобщего обозрения. Как поясняют в Минприроды, изза неких сведений, не подлежащих разглашению. Не проходил он, соответственно, и процедуру общественного согласования. По мнению Сергея Шахматова, это нонсенс.
— Процедура принятия и приемки работ по подобным документам регламентирована, — утверждает эколог. — Я уж не знаю, как она прописана в Минприроды Хакасии, но в Красноярском крае подобный документ без одобрения его научно-техническим советом при Минэкологии Красноярского края и согласования с ним совершенно невозможен. Вопрос — научно-технический совет при Минприроды Хакасии вообще есть? Кто в него входит? Приглашаются ли туда эксперты, специалисты? Приглашаются ли туда общественники, которые разбираются в этом вопросе? Здесь вопрос к правительству Хакасии. НТС предполагает наличие, кроме специалистов и экспертов, еще представителей, во всяком случае региональных и федеральных, общественных организаций. Сводный том ПДВ — это не просто часть градостроительной документации, если брать по закону, или экологической градостроительной документации. Это, вообще, документ, по которому следующие 10–15 лет будут люди жить. Без общественного обсуждения это просто невозможно.
Действительно, значимость тома ПДВ для отдельно взятого муниципалитета, например Абакана, сложно переоценить. Как уже было сказано ранее, он является основой для любых мероприятий по решению экологических проблем. А если данные искажены, если они не отображают реальное положение дел? Тогда никаких мероприятий не будет — ни участия в федеральных программах, ни изменений в законодательстве, ни, наконец, льгот на альтернативные источники тепла для населения. Тем более что муниципалитеты и без того фактически исключены из числа акторов в экологической сфере: у них нет ни полномочий, ни возможности расходовать средства бюджетов на решение проблемы грязного воздуха. То есть, реально воздействовать на ситуацию могут только федеральные и региональные власти. Но в случае с Хакасией остается надежда только на федеральные ведомства, говорят общественники. Поскольку выпущенный том ПДВ демонстрирует как уровень компетентности Минприроды, так и его нежелание признавать масштабы проблемы, уверены жители региона.
Согласитесь, вызывает удивление и массу вопросов и молчание Верховного Совета Хакасии, где действует целый Комитет по экологии, природным ресурсам и природопользованию. Казалось бы, кому, как не парламентариям, избранным народом депутатам, быть в центре ситуации, держать, как говорится, руку на пульсе, заявлять о проблемах и пытаться решить их. Но нет… тут тоже тишина.
Именно поэтому Экологическая палата Хакасии обратилась в прокуратуру республики с просьбой проверить разработанный и утвержденный том предельно допустимых выбросов для Абакано-Черногорской агломерации. Тем более что обошелся он бюджету региона в немалые 5 миллионов рублей. Прокуратура проверку начала. Ждем результатов.
Фото Дениса Мукимова